Светлана Завражина
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели, и одна из целей ФГОС является развитие личности ребенка, его творческих способностей.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности детей, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
В. А. Сухомлинский писал:
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
“Быть всегда творческим – значит быть всесильным. ” – говорил Марк Фише.
Понятие «творчество» и «творческие способности»
Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческой способности. Ребёнок активен и любознателен по своей природе и стремиться преобразовывать мир по собственным законам красоты. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в танцах, движениях, рисовании. Освоение детьми выразительных средств искусства, затрагивающих эмоциональную сферу ребёнка и основанных на стремлении познавать окружающий мир, помогает пробудить творческую способность, желание преобразовательных действий.
В условиях современного дошкольного образования существует проблема создания условий для развития творческой способности ребёнка. Известно, что без проявления творческой инициативы весь процесс обучения теряет свою смысловую значимость. В психолого-педагогической литературе указывается на то, что при разумно выбранном направлении процесса обучения у детей дошкольного возраста должна возникнуть потребность, готовность к выражению душевного состояния, своих мыслей, идей впечатлений. В этом и состоит вся ценность способности человека, которая носит творческий характер.
Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей - это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании целое направление в психологии и педагогике отрицало возможность творчества в дошкольном детстве.
Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде.
Для детского творчества характерны гуманизм и оптимизм – всегда побеждает добро. Ребёнок ещё не знает о сложной закономерности событий и отношений между людьми, поэтому его герои просты и ясны в своих положительных поступках, он их любит и стремится к их безусловному благополучию.
Н. А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе, и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, рассматривает как непременные составные творчества.
Основными показателями творческих способностей являются оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Оригинальность - способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.
Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность - способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Ценности мира детства, проявляющиеся в творчестве, важны и для взрослых. Это искренность, правдивость чувств, способность яркого видения образа, легкость «вхождения» в воображаемые ситуации, любознательность, открытость миру, свежесть его восприятия. Осознание необходимости понимать мир детства, уважать и сохранять его ценности, оказывать разумную помощь ребенку в его развитии способствовало появлению целого направления в современной психологической и педагогической науке, исследующего проблему личностного развития самого педагога в процессе взаимодействия с детьми.
Способность ребенка эмоционально откликаться на своеобразие окружающего мира (природу, предметный мир, людей, осознание себя в этом мире) - основа таких устремлений. Важна при этом способность эстетического, образного видения предметов и явлений.
Например, малыш замечает корявую, задумчивую сосну; озорного веселого котенка; красивые, не похожие друг на друга дома-терема на улице; радостное, как солнышко, лицо мамы и т. п. Для этого необходимо умение уловить, увидеть, почувствовать эту главную особенность предмета через его внешние признаки: выразительную форму, линии, цвет, пропорции. Необходимо умение за деталью увидеть целостный образ (образное видение). Уже на этом этапе проявляются индивидуальность, своеобразие ребенка.
Следствием такого мировосприятия является возникновение у ребенка желания поделиться своим чувством, рассказать близким людям о том, что интересно в мире, что волнует его. Если нет своеобразного восприятия мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в собственно художественной деятельности. Проявление таких потребностей - показатель творчества личности. При этом и проявляются все показатели творчества : искренние чувства, яркое видение образа, побуждение к действию и т. п.
Эти устремления возникнуть не могут без влияния взрослых, без целенаправленного взаимодействия их с детьми. А это означает, что творчество как качество личности формируется в системе воспитательной работы, ежеминутно, ежечасно в разных сферах и видах деятельности, но при условии, что педагоги, родители ставят эту задачу как одну из важнейших в личностно-ориентированной модели воспитания.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.
Творчество детей — естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, возникновение вариативного мышления, ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим.
У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности : ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.
Творчество для ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.
Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, поэтому при формировании творческих способностей дошкольников очень важно осуществлять целенаправленное руководство взрослыми, которые перед ребенком ставят определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира, через самостоятельный творческий поиск.
Детей старшего дошкольного возраста отличают большие психические и физические возможности. Их отношения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками более сложные и содержательные. Умственные способности детей совершенствуются, формируется способность обобщать и анализировать. Деятельность старших дошкольников характеризуется большей творческой активностью и самостоятельностью. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата.
Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для формирования творческих способностей у детей. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности дошкольников, что существенно перестраивает мотивационно-эмоциональную сферу ребенка.
Творческие способности не ограничиваются навыками рисования, пения или лепки. Их актив гораздо шире, он включает в себя следующие умения: стремление познавать мир и делать открытия; умение использовать полученные знания на практике, изобретательство; стремление видеть необычное в повседневных объектах; воображение и фантазия; проявление инициативы; интуиция; живая активность ума. Все эти понятия находят конкретное выражение.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
Однако нельзя забывать о том, что на раннем этапе развития у детей закладываются базовые представления о мире, которые лягут в основу личностных черт и качеств характера ребенка. Личность ребенка развивается непрерывно, а не от случая к случаю, поэтому задача педагогов и родителей создать и постоянно поддерживать среду, которая будет побуждать к творчеству. Развитие творческих способностей у детей – важный процесс формирования гармоничной личности. Все дети любят творить. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги, в лепном образе или в виде аппликации.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.
Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности и самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; поддержка инициативы и самостоятельности детей.
Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь". Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.
Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось подчеркнуть, что их результативное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.