МААМ-картинки

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения к искусству театра теней

Виктория
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения к искусству театра теней
▼ Скачать + Заказать документы

«Когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака

на освещенном полотне

оживают силуэты сказочных персонажей,

забываешь обо всем на свете…»

Илларионова Н. В.

Обоснование актуальности проекта.

Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.

Речь играет огромную роль в развитии мышления и психической деятельности ребенка в целом. Такие мыслительные операции, как синтез, сравнение, обобщение, абстракция, развиваются и совершенствуются по мере овладения речью. Старшие дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием фонетико-фонематического, лексического и грамматического компонентов языковой системы.

Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения к искусству театра теней» размещена в разделах

Формирование устной речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевых нарушений, поэтому полноценное овладение детьми с ТНР навыками связной речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришла к выводу - связать логопедическую работу с привлечением театральных средств.

На мой взгляд, использование в работе с детьми, такого вида театра, как театр теней поможет решить ряд вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы и развитие творческих и речевых способностей ребенка, а так же повысить общую культуру, познакомить с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями.

Театр теней – это очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Согласно истории, театр теней зародился в Древнем Китае в 200 году нашей эры, в эпоху династии Хань.

Театр теней это - таинственное и захватывающее зрелище, в постановке которого дети с удовольствием принимают участие и, затаив дыхание, смотрят, как на светящемся экране двигаются силуэты сказочных персонажей. Он является самым романтичным, самым загадочным, почти мистическим видом театрального искусства, соединившим в себе элементы театральной постановки, графики и мультипликации.

Коллективная театрализованная деятельность создает условия для успешной социализации ребенка, что особенно важно для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения, помогает созданию чувства удовлетворения, радости, значимости.

Накопление опыта и знаний, через театральную деятельность - это необходимая предпосылка для будущей творческой личности. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.

Цель проекта: развитие творческих и речевых способностей детей с тяжёлым нарушениями речи, посредством приобщения к театральному искусству.

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения теневого театра;

- создать развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую художественно-речевую деятельность;

- совершенствовать звуковую культуру речи, грамматический строй, диалогическую и монологическую формы речи, формировать и активизировать словарный запас слов;

- заинтересовать родителей искусством теневого театра и привлечь к изготовлению шаблонов и ширмы для театра;

- подобрать литературу для театрализованных игр;

- изготовить картотеку схем-подсказок для рук «Тени пальцами рук»;

- развивать невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомима);

- формировать у родителей ответственность за развитие речи, мелкую моторику и ловкость рук у детей;

- формировать интерес, способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;

- воспитывать у детей восприимчивость, любовь и интерес к искусству.

Основное содержание.

Как организовать теневой театр в группе детского сада? Главное иметь желание! Несомненна, и роль родителей здесь очень важна.

На собрании познакомила родителей с целями, задачами и планом планируемого проекта - «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения к искусству театра теней». Рассказала историю происхождения театра теней, о том, что театральная игра играет немаловажную роль в развитии не только творческих способностей детей, но и решает множество задач по развитию связной речи, развивает звуковую культуру речи, обогащает словарный запас, развивает мелкую моторику, воображение и мышление. Предложила родителям принять участие в изготовлении теневого театра. Наши папы помогли нам изготовить ширму и подсветку для театра. Дети дома с родителями и старшими членами семьи изготовили шаблоны сказочных персонажей.

Провела с родителями несколько индивидуальных консультаций на тему: «Роль теневого театра в развитии речи детей», «Домашний театр теней», «Театр теней у вас дома», «Театр в жизни детей дошкольного возраста».

В группе, мы с детьми подобрали литературу со сказками, стихами и потешками для будущих театральных постановок, нарисовали и вырезали декорации и атрибуты к сказкам, подобрали музыкальное и звуковое сопровождение.

Мною был проведён дистанционный мастер – класс для родителей и детей «Театр рук», где подробно рассказала о том, что это один из вариантов теневого театра, когда с помощью рук и пальцев можно изобразить силуэты людей и различных животных. И что самое трудное, не только сделать фигурку с помощью пальцев, но и суметь правильно отразить тень на экране, а также производить движения пальцами, чтобы заставить фигурку двигаться и разговаривать. Всё это развивает ручную ловкость, согласованность движений кистей и пальцев рук, точность, выразительность движений и развитие речи. Дети с восторгом начинают копировать движения рук, и если изображение на стене у них начинает получаться, то это приносит им много радости.

Раздала родителям карточки с подборкой схем «Театр теней руками детей», для тренировки и разминки рук с детьми дома.

Изготовила картотеку «Театр теней руками детей» и брошюру, в которой собрала любимые сказки и мультфильмы детей для теневого театра.

Основные этапы и сроки реализации проекта.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Образовательные области в интеграции: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Этапы работы над проектом.

I этап подготовительный:

Срок реализации проекта сентябрь 2021г. - декабрь 2021г.

- составление плана работы;

- изучение проблемы по теме проекта;

- привлечение родителей к совместной работе над проектом;

- ознакомление родителей с темой и целью проекта;

- распределение обязанностей между участниками проекта (родители, дети, педагоги);

- создание мотивации у детей и родителей к изготовлению шаблонов и декораций;

- подбор и изучение методической литературы.

II этап практический:

Работа с детьми:

- изготовление с детьми декораций и атрибутов к сказкам теневого театра;

- проведение познавательных бесед: знакомство с историей теневого театра, его разновидностями.

- просмотр видеороликов и презентаций «Правила кукловедения», «Театральная терминология», «Знакомство с театральными профессиями»;

- проведение дидактических игр «Угадай силуэт»; «Обведи фигуру», «Из какой сказки?» и др.

- постановка детских спектаклей по мотивам русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Под грибом» и др.

Работа с родителями:

- проведение индивидуальных бесед с родителями на тему «Роль теневого театра в развитии речи детей», «Домашний театр теней», «Театр теней у вас дома», «Театр в жизни детей дошкольного возраста»;

- изготовление театральной ширмы, шаблонов и тематических декораций для спектаклей;

- III этап итоговый:

- постановка и открытый показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»;

- подведение итогов, анализ.

Механизмы реализации.

Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности воспитателя и детей в условиях детского сада и совместной деятельности родителя и ребёнка в домашних условиях.

Для реализации поставленных целей и задач, я разработала план работы на период проведения проекта.

Дата

Содержание и формы работы

Сентябрь 2021

Октябрь

Ноябрь Изучение и подбор литературы.

Составление плана работы по театральной деятельности.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности.

Выступление на родительском собрании. Знакомство родителей с целями, задачами и планом реализации проекта.

Оформление стендовой информации для родителей «Театр рук».

Групповые игры с детьми на развитие актёрских и коммуникативных навыков.

Проведение индивидуальных консультаций с родителями на тему: «Роль теневого театра в развитии речи детей».

Игры с детьми на развитие речевого дыхания «Мыльные пузыри», «Надуй воздушный шар», «Удивленный бегемот».

Творческая мастерская с детьми «Театр своими руками» (изготовление фигурок для теневого театра).

Проведение индивидуальных консультаций с родителями на тему: «Домашний театр теней», «Театр теней у вас дома».

Групповые игры с детьми на развитие актёрских и коммуникативных навыков.

Беседы с детьми: «Кто такие актёры?», «Профессии театра», «Правила поведения детей в театре».

Работа в паре, заучивание текста сказки по ролям.

Проведение индивидуальных консультаций с родителями на темы: «Театр в жизни детей дошкольного возраста».

Дистанционный мастер-класс для родителей и детей «Театр рук».

Групповые игры с детьми на развитие актёрских и коммуникативных навыков.

Постановка сказки «Колобок».

Декабрь Дидактические игры с детьми на развитие творческого мышления, фантазии и развитие речи.

Игры на развитие речевого дыхания.

Игры на закрепления навыков управления фигурками-персонажами.

Постановка сказки «Теремок»

Дидактические игры на совершенствование навыков изображать руками и пальцами сказочных героев, различных животных и птиц.

Постановка сказки В. Сутеева «Под грибом».

Конечные результаты.

Посредством работы в теневом театре были решены многие задачи по речевому развитию детей.

Исполняя роль и произнося реплики, дети стали ясно, четко и понятно изъясняться. Дети стали лучше усваивать содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Дети научились составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.

Социальная значимость проекта.

За счет активизации словарного запаса, совершенствуется активная речь и звуковая культура речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка.

Подобная работа повышает самооценку детей дошкольного возраста, учит их умению слушать и слышать, сплачивает детский коллектив, учит относиться друг к другу уважительно и терпимо.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.

Список литературы:

1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. М. 2014.

Генов Г. В. «Теневой театр для самых маленьких» – М. : Просвещение, 2001.

2. Лыкова, И. А., Шипунова, В. А. Теневой театр вчера и сегодня. - М. : ИД «Цветной мир», 2012.

3. Лыкова, И. А. Теневой театр в детском саду // Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. - М. : ИД «Цветной мир», 2012.

4. Маханева М. Д. «Занятия по театральной деятельности в детском саду» Москва: ТЦ «Сфера» 2009г.

5. Невская В. П. «Речевые игры и упражнения» ООО «ТЦ Сфера» 2013 г.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения к искусству театра теней
Опубликовано: 11 января 2024 в 15:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения к искусству театра теней» (включая файлы) размещена пользователем Виктория (УИ 186499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД