Виктория
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения к искусству театра теней
▼ Скачать
«Когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака
на освещенном полотне
оживают силуэты сказочных персонажей,
забываешь обо всем на свете…»
Илларионова Н. В.
Обоснование актуальности проекта.
Актуальность данного проекта определяется растущим количеством детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.
Речь играет огромную роль в развитии мышления и психической деятельности ребенка в целом. Такие мыслительные операции, как синтез, сравнение, обобщение, абстракция, развиваются и совершенствуются по мере овладения речью. Старшие дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием фонетико-фонематического, лексического и грамматического компонентов языковой системы.
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения к искусству театра теней» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Формирование устной речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевых нарушений, поэтому полноценное овладение детьми с ТНР навыками связной речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков, и пришла к выводу - связать логопедическую работу с привлечением театральных средств.
На мой взгляд, использование в работе с детьми, такого вида театра, как театр теней поможет решить ряд вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы и развитие творческих и речевых способностей ребенка, а так же повысить общую культуру, познакомить с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями.
Театр теней – это очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Согласно истории, театр теней зародился в Древнем Китае в 200 году нашей эры, в эпоху династии Хань.
Театр теней это - таинственное и захватывающее зрелище, в постановке которого дети с удовольствием принимают участие и, затаив дыхание, смотрят, как на светящемся экране двигаются силуэты сказочных персонажей. Он является самым романтичным, самым загадочным, почти мистическим видом театрального искусства, соединившим в себе элементы театральной постановки, графики и мультипликации.
Коллективная театрализованная деятельность создает условия для успешной социализации ребенка, что особенно важно для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения, помогает созданию чувства удовлетворения, радости, значимости.
Накопление опыта и знаний, через театральную деятельность - это необходимая предпосылка для будущей творческой личности. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал уже взрослого человека.
Цель проекта: развитие творческих и речевых способностей детей с тяжёлым нарушениями речи, посредством приобщения к театральному искусству.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения теневого театра;
- создать развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую художественно-речевую деятельность;
- совершенствовать звуковую культуру речи, грамматический строй, диалогическую и монологическую формы речи, формировать и активизировать словарный запас слов;
- заинтересовать родителей искусством теневого театра и привлечь к изготовлению шаблонов и ширмы для театра;
- подобрать литературу для театрализованных игр;
- изготовить картотеку схем-подсказок для рук «Тени пальцами рук»;
- развивать невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомима);
- формировать у родителей ответственность за развитие речи, мелкую моторику и ловкость рук у детей;
- формировать интерес, способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;
- воспитывать у детей восприимчивость, любовь и интерес к искусству.
Основное содержание.
Как организовать теневой театр в группе детского сада? Главное иметь желание! Несомненна, и роль родителей здесь очень важна.
На собрании познакомила родителей с целями, задачами и планом планируемого проекта - «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством приобщения к искусству театра теней». Рассказала историю происхождения театра теней, о том, что театральная игра играет немаловажную роль в развитии не только творческих способностей детей, но и решает множество задач по развитию связной речи, развивает звуковую культуру речи, обогащает словарный запас, развивает мелкую моторику, воображение и мышление. Предложила родителям принять участие в изготовлении теневого театра. Наши папы помогли нам изготовить ширму и подсветку для театра. Дети дома с родителями и старшими членами семьи изготовили шаблоны сказочных персонажей.
Провела с родителями несколько индивидуальных консультаций на тему: «Роль теневого театра в развитии речи детей», «Домашний театр теней», «Театр теней у вас дома», «Театр в жизни детей дошкольного возраста».
В группе, мы с детьми подобрали литературу со сказками, стихами и потешками для будущих театральных постановок, нарисовали и вырезали декорации и атрибуты к сказкам, подобрали музыкальное и звуковое сопровождение.
Мною был проведён дистанционный мастер – класс для родителей и детей «Театр рук», где подробно рассказала о том, что это один из вариантов теневого театра, когда с помощью рук и пальцев можно изобразить силуэты людей и различных животных. И что самое трудное, не только сделать фигурку с помощью пальцев, но и суметь правильно отразить тень на экране, а также производить движения пальцами, чтобы заставить фигурку двигаться и разговаривать. Всё это развивает ручную ловкость, согласованность движений кистей и пальцев рук, точность, выразительность движений и развитие речи. Дети с восторгом начинают копировать движения рук, и если изображение на стене у них начинает получаться, то это приносит им много радости.
Раздала родителям карточки с подборкой схем «Театр теней руками детей», для тренировки и разминки рук с детьми дома.
Изготовила картотеку «Театр теней руками детей» и брошюру, в которой собрала любимые сказки и мультфильмы детей для теневого театра.
Основные этапы и сроки реализации проекта.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Образовательные области в интеграции: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Этапы работы над проектом.
I этап подготовительный:
Срок реализации проекта сентябрь 2021г. - декабрь 2021г.
- составление плана работы;
- изучение проблемы по теме проекта;
- привлечение родителей к совместной работе над проектом;
- ознакомление родителей с темой и целью проекта;
- распределение обязанностей между участниками проекта (родители, дети, педагоги);
- создание мотивации у детей и родителей к изготовлению шаблонов и декораций;
- подбор и изучение методической литературы.
II этап практический:
Работа с детьми:
- изготовление с детьми декораций и атрибутов к сказкам теневого театра;
- проведение познавательных бесед: знакомство с историей теневого театра, его разновидностями.
- просмотр видеороликов и презентаций «Правила кукловедения», «Театральная терминология», «Знакомство с театральными профессиями»;
- проведение дидактических игр «Угадай силуэт»; «Обведи фигуру», «Из какой сказки?» и др.
- постановка детских спектаклей по мотивам русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Под грибом» и др.
Работа с родителями:
- проведение индивидуальных бесед с родителями на тему «Роль теневого театра в развитии речи детей», «Домашний театр теней», «Театр теней у вас дома», «Театр в жизни детей дошкольного возраста»;
- изготовление театральной ширмы, шаблонов и тематических декораций для спектаклей;
- III этап итоговый:
- постановка и открытый показ спектакля по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»;
- подведение итогов, анализ.
Механизмы реализации.
Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности воспитателя и детей в условиях детского сада и совместной деятельности родителя и ребёнка в домашних условиях.
Для реализации поставленных целей и задач, я разработала план работы на период проведения проекта.
Дата
Содержание и формы работы
Сентябрь 2021
Октябрь
Ноябрь Изучение и подбор литературы.
Составление плана работы по театральной деятельности.
Создание развивающей предметно-пространственной среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности.
Выступление на родительском собрании. Знакомство родителей с целями, задачами и планом реализации проекта.
Оформление стендовой информации для родителей «Театр рук».
Групповые игры с детьми на развитие актёрских и коммуникативных навыков.
Проведение индивидуальных консультаций с родителями на тему: «Роль теневого театра в развитии речи детей».
Игры с детьми на развитие речевого дыхания «Мыльные пузыри», «Надуй воздушный шар», «Удивленный бегемот».
Творческая мастерская с детьми «Театр своими руками» (изготовление фигурок для теневого театра).
Проведение индивидуальных консультаций с родителями на тему: «Домашний театр теней», «Театр теней у вас дома».
Групповые игры с детьми на развитие актёрских и коммуникативных навыков.
Беседы с детьми: «Кто такие актёры?», «Профессии театра», «Правила поведения детей в театре».
Работа в паре, заучивание текста сказки по ролям.
Проведение индивидуальных консультаций с родителями на темы: «Театр в жизни детей дошкольного возраста».
Дистанционный мастер-класс для родителей и детей «Театр рук».
Групповые игры с детьми на развитие актёрских и коммуникативных навыков.
Постановка сказки «Колобок».
Декабрь Дидактические игры с детьми на развитие творческого мышления, фантазии и развитие речи.
Игры на развитие речевого дыхания.
Игры на закрепления навыков управления фигурками-персонажами.
Постановка сказки «Теремок»
Дидактические игры на совершенствование навыков изображать руками и пальцами сказочных героев, различных животных и птиц.
Постановка сказки В. Сутеева «Под грибом».
Конечные результаты.
Посредством работы в теневом театре были решены многие задачи по речевому развитию детей.
Исполняя роль и произнося реплики, дети стали ясно, четко и понятно изъясняться. Дети стали лучше усваивать содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Дети научились составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
Социальная значимость проекта.
За счет активизации словарного запаса, совершенствуется активная речь и звуковая культура речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка.
Подобная работа повышает самооценку детей дошкольного возраста, учит их умению слушать и слышать, сплачивает детский коллектив, учит относиться друг к другу уважительно и терпимо.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.
Список литературы:
1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. М. 2014.
Генов Г. В. «Теневой театр для самых маленьких» – М. : Просвещение, 2001.
2. Лыкова, И. А., Шипунова, В. А. Теневой театр вчера и сегодня. - М. : ИД «Цветной мир», 2012.
3. Лыкова, И. А. Теневой театр в детском саду // Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. - М. : ИД «Цветной мир», 2012.
4. Маханева М. Д. «Занятия по театральной деятельности в детском саду» Москва: ТЦ «Сфера» 2009г.
5. Невская В. П. «Речевые игры и упражнения» ООО «ТЦ Сфера» 2013 г.