Анна Кузина
Развитие связной речи у детей с ограниченными особенностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему:
«Развитие связной речи у детей с ограниченными особенностями здоровья»
[/b]
Кузина Анна Александровна
Аннотация: в данной методической разработке рассматривается вопрос об использовании сказкотерапии в коррекционно-образовательном процессе, как комплексное, эффективное и интегративное средство.
Ключевые слова: связная речь, дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, сказкотерапия.
Публикация «Развитие связной речи у детей с ограниченными особенностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. «Сказка - это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К. Д. Ушинский).
Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь бледнеет и тускнеет. Как помочь таким детям? Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями. Мы можем взять сказку в помощники для овладения детьми лексикой и грамматикой, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди.
В каждой предлагаемой нами сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания, или упражнения на расслабление с фиксацией внимания дыхания.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Сказкотерапевтическая работа может быть проведена различными способами:
1. Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.
2. Педагог и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
3. Ребенок (дети) может сочинять сказку самостоятельно.
Говоря о сказкотерапии или использовании сказки в развитии ребёнка, следует учитывать как педагогическую, так и психологическую составляющую. Она состоит в том, что:
1) сказкотерапия является очень старым психотерапевтическим приемом, использовавшимся нашими предками интуитивно;
2) сказкотерапия является действенным приемом борьбы с собственными детскими страхами, тревогой, неуверенностью в себе;
3) сказкотерапия позволяет «проиграть» ситуацию, т. е. в игровой форме, с минимальными эмоциональными потерями, в щадящем режиме преодолеть себя;
4) значительно активизируется речевая активность ребенка, что не может не приниматься во внимание у детей с ОНР;
5) сказкотерапия служит развитию коммуникативных умений у детей, особенно у детей с речевой патологией.
Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка.
Используя сказкотерапию в коррекционно-образовательной деятельности, создаётся возможность обеспечивать психофизиологическую поддержку детей в ходе обучения, увеличивая объём и качество умственной работы, усиливая произвольное и непроизвольное внимание, снимая нервно-эмоциональное напряжение, предупреждая утомление, комфортно переключая с одного темпа работы на другой [2].
Задачи, поставленные в ходе коррекционно-образовательной деятельности:
1. Закрепления правильного звукопроизношения и фонематического восприятия;
2. Обогащение словарного запаса (прилагательные, наречия);
3. Развитие мелкой и общей моторики;
4. Усвоение норм построения связного развернутого высказывания;
5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка;
6. Развитие диалогической и монологической речи.
Исходя из этого, мною были взяты за основу занятия на основе сказок А. А. Гуськова и Шороховой Т. А., в дальнейшем были адаптированы для нашей работы [1; 3]. Организованную образовательную деятельность с использованием сказкотерапии проводим в форме фронтальной и индивидуальной деятельности.
На индивидуальных занятиях сказки применяются в самом начале коррекционно-образовательного процесса: когда ребёнок осваивает упражнения артикуляционной гимнастики педагог предлагает ему интересные истории, а не простое монотонное повторение движений органов речевого аппарата. Например, использование «Мини – сказки – связки», которые решают одновременно автоматизацию корректируемого звука, а также происходит развитие мышления, памяти, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Все занятия со сказкотерапией опираются на содержания рабочей программы логопеда, на перспективный план и на тематический план рассчитанный на один учебный год.
Такая работа качественно улучшает состояние монологической речи ребёнка, которая характеризуется последовательным, грамматически правильным построением предложений и связным изложением мыслей.
Список литературы
1. А. А. Гуськова. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт. -сост. - Волгоград : Учитель, 2011.-151 с.
2. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н. [и др. ] Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М. : Академия, 2001. 246 с.
3. Шорохова О. А. Играем в сказку. - М. 2006.