Лучший педагог года

Развитие связной речи у детей с ограниченными особенностями здоровья

Анна Кузина
Развитие связной речи у детей с ограниченными особенностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка на тему:

«Развитие связной речи у детей с ограниченными особенностями здоровья»

[/b]

Кузина Анна Александровна

Аннотация: в данной методической разработке рассматривается вопрос об использовании сказкотерапии в коррекционно-образовательном процессе, как комплексное, эффективное и интегративное средство.

Ключевые слова: связная речь, дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, сказкотерапия.

Публикация «Развитие связной речи у детей с ограниченными особенностями здоровья» размещена в разделах

Сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. «Сказка - это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К. Д. Ушинский).

Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь бледнеет и тускнеет. Как помочь таким детям? Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями. Мы можем взять сказку в помощники для овладения детьми лексикой и грамматикой, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди.

В каждой предлагаемой нами сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания, или упражнения на расслабление с фиксацией внимания дыхания.

Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Сказкотерапевтическая работа может быть проведена различными способами:

1. Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.

2. Педагог и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.

3. Ребенок (дети) может сочинять сказку самостоятельно.

Говоря о сказкотерапии или использовании сказки в развитии ребёнка, следует учитывать как педагогическую, так и психологическую составляющую. Она состоит в том, что:

1) сказкотерапия является очень старым психотерапевтическим приемом, использовавшимся нашими предками интуитивно;

2) сказкотерапия является действенным приемом борьбы с собственными детскими страхами, тревогой, неуверенностью в себе;

3) сказкотерапия позволяет «проиграть» ситуацию, т. е. в игровой форме, с минимальными эмоциональными потерями, в щадящем режиме преодолеть себя;

4) значительно активизируется речевая активность ребенка, что не может не приниматься во внимание у детей с ОНР;

5) сказкотерапия служит развитию коммуникативных умений у детей, особенно у детей с речевой патологией.

Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка.

Используя сказкотерапию в коррекционно-образовательной деятельности, создаётся возможность обеспечивать психофизиологическую поддержку детей в ходе обучения, увеличивая объём и качество умственной работы, усиливая произвольное и непроизвольное внимание, снимая нервно-эмоциональное напряжение, предупреждая утомление, комфортно переключая с одного темпа работы на другой [2].

Задачи, поставленные в ходе коррекционно-образовательной деятельности:

1. Закрепления правильного звукопроизношения и фонематического восприятия;

2. Обогащение словарного запаса (прилагательные, наречия);

3. Развитие мелкой и общей моторики;

4. Усвоение норм построения связного развернутого высказывания;

5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка;

6. Развитие диалогической и монологической речи.

Исходя из этого, мною были взяты за основу занятия на основе сказок А. А. Гуськова и Шороховой Т. А., в дальнейшем были адаптированы для нашей работы [1; 3]. Организованную образовательную деятельность с использованием сказкотерапии проводим в форме фронтальной и индивидуальной деятельности.

На индивидуальных занятиях сказки применяются в самом начале коррекционно-образовательного процесса: когда ребёнок осваивает упражнения артикуляционной гимнастики педагог предлагает ему интересные истории, а не простое монотонное повторение движений органов речевого аппарата. Например, использование «Мини – сказки – связки», которые решают одновременно автоматизацию корректируемого звука, а также происходит развитие мышления, памяти, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Все занятия со сказкотерапией опираются на содержания рабочей программы логопеда, на перспективный план и на тематический план рассчитанный на один учебный год.

Такая работа качественно улучшает состояние монологической речи ребёнка, которая характеризуется последовательным, грамматически правильным построением предложений и связным изложением мыслей.

Список литературы

1. А. А. Гуськова. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт. -сост. - Волгоград : Учитель, 2011.-151 с.

2. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н. [и др. ] Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М. : Академия, 2001. 246 с.

3. Шорохова О. А. Играем в сказку. - М. 2006.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей с ограниченными особенностями здоровья
Опубликовано: 21 ноября 2020 в 11:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у детей с ограниченными особенностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кузина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД