Татьяна Берёзкина
Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 «Радуга»
Опыт работы
воспитателя высшей квалификационной категории
Берёзкиной Татьяны Александровны
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современной дошкольной педагогике, как общая основа воспитания и общения детей.
Публикация «Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Я работаю в логопедической группе и с горечью наблюдаю, как отрицательно влияют отклонения в развитии речи на психическое развитие ребенка, затрудняют его общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, препятствует овладению знаниями и, следовательно, тормозят формирование полноценной личности. Понимая насколько высоки современные требования, предъявляемые ребенку при поступлении в школу, ставлю перед собой цель найти наиболее эффективные методы и приемы для создания мотивации общения у детей, формирование у них стремления рассказать о себе, своих впечатлениях, о наблюдениях из повседневной жизни. Также осознаю, что должна владеть необходимыми образовательными технологиями и уметь применять их в своей работе
Мой педагогический опыт подсказал мне, что необходимо внимательнее присмотреться к детскому экспериментированию, как одному из наиболее эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Реализуя этот метод, я применяю в своей работе технологию исследовательской деятельности. Во-первых, она предполагает активизацию поисковой активности. А надо ли говорить о том, что дошкольники – это самый любопытный народ, который постоянно стремиться узнать, «а что же там внутри». Во - вторых, формирует исследовательские способности, т. е учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные результаты и соотносить их с собственными предположениями. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме отмечают, что формирование исследовательских способностей и развитие речи очень тесно связаны между собой, и это прослеживается на всех этапах. Дошкольникам ещё сложно самим поставить задачу исследования, и на этом этапе я вижу свою роль в том, чтобы стимулировать их интерес к предметам и явлениям, пробуждать любознательность. «Почему нельзя сделать зонтик из бумаги?» «Почему нельзя пуститься в плавание на бумажном кораблике?» «Откуда берутся сосульки?». Заинтересовав детей, я перехожу к следующему этапу – выдвижению гипотез. Скажу сразу, что это самый благотворный этап для активизации речевой активности. Каких предположений только не услышишь от детей. («Сосульки развесил ночью Дед Мороз». «Зонтик нельзя сделать из бумаги, потому что она шуршит».) В любом случае, они ценны тем, что дети пытаются выразить свои мысли и, чаще всего, это попытки построить сложноподчинённые предложения.
Следующий этап – это определение способов исследования и планирование работы. Это так же очень важный этап как в становлении исследовательский способностей, так и в речевом развитии. Он учит последовательно выстраивать ход действий и проговаривать их вслух. («Мы сделаем зонтик из бумаги, спрячем под него лисёнка, польём на зонтик водой из лейки и посмотрим, что произойдёт») Планирование – это сложная мыслительная функция. Дошкольники должны научиться планировать не только свои действия, но и речевые высказывания.
Затем наступает самый интересный для детей этап – это проведение исследования. Я никогда не перестаю удивляться тому, с каким интересом дети проделывают, кажется простые и привычные действия: переливают воду, чтобы убедиться в том, что она всегда принимает форму сосуда, «превращают» воду в лёд, мнут бумагу, надувают шары и т. д. Все эти действия, как правило, сопровождаются восторженными восклицаниями: «ух, ты!», «вот это да!», «классно!», что говорит о положительном эмоциональном настрое. Эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания дошкольниками особенностей окружающего мира, раскрывает смысл происходящего для детей.
Далее идёт ответственный этап анализа полученных результатов. Дети наперебой пытаются рассказать о том, что у них получилось или не получилось. И здесь важно не только послушать о результатах исследования, но выяснить, почему так произошло. Желательно, чтобы каждый из участников исследования высказал своё мнение. Так же важно, опираясь на тактильный и визуальный опыт детей в ходе эксперимента, работать над развитием лексической стороны речи. Обогащать словарь детей прилагательными (лёд холодный, скользкий, гладкий; вода – жидкая, прозрачная, бесформенная, глаголами (ткань можно гладить, стирать, сушить, разрезать). Формировать представление о синонимах (тонуть – идти ко дну, погружаться в воду). Это не только формирует у детей представление о том, что есть слова разные по звучанию, но одинаковые по значению, но и учит их правильно пользоваться ими в различных высказываниях. Например, бусинка утонула в стакане, корабль пошёл ко дну, а водолаз начал погружаться в воду. Развивать представление о родственных словах, проводить работу над понятийной функцией слова. (Превращаться – переходить из одного состояния в другое, менять свои свойства. Испаряться – превращаться в пар, исчезать). Помогать усваивать антонимы, поскольку именно через них передаётся система изменений, происходящих с предметами и явлениями. Постепенно речь детей становиться образной, красочной, выразительной.
Переходя к этапу анализа проведённого исследования, важно не только подвести детей к определённому выводу, но и зафиксировать полученные ими знания в форме рисунков, условных обозначений, ведения журнала экспериментов. Такая форма работы закрепит знания детей, позволит им не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. Накопление знаний формирует опыт. Таким образом, целесообразность, выбранной мною технологии исследовательской деятельности, очевидна. Она помогает детям приобрести знания в ходе формирования практических умений. Всё это происходит на фоне развития лексической, грамматической и понятийной стороны речи. Эффективность моей работы с детьми можно проследить по результатам мониторинга. За полгода работы заметно качественное улучшение в развитии интегративных качеств детей.
Логопедическая группа довольно непроста по своему составу. Дети резко отличаются друг от друга имеющимся объёмом знаний, уровнями сформированности практических умений и навыков. Часть детей остаётся на повторный год обучения, часть приходит из других групп, других ДОУ, есть и небольшой процент детей, пришедших из дома. У каждого из них разный ритм протекания психически-познавательных процессов. Одни долго думают, действуют медленно и неуверенно. Другие «схватывают на лету», стараются всегда и во всём быть первыми. Поэтому в своей работе я не могу обойтись без применения педагогической технологии личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. Эта технология направлена на личность ребёнка, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей. Каждому ребёнку нужна педагогическая помощь и поддержка.
При организации экспериментально-исследовательской деятельности необходимо создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия. Даже если в ходе исследования ребёнок робко и неуверенно сказал 2-3 слова – это уже хорошо, т. к. он вступил в сложный процесс общения внутри сообщества детей. Важно так же создать ситуацию успеха. («Вы уже много знаете и умеете, поэтому у вас всё получится»). Постановка познавательной задачи требует, чтобы она была принята детьми, интересна им, тогда они с увлечением вступят в обсуждение проблемы, им будут понятна и доступна достаточно сложная терминология: аэронавты, аэростат, аэродром. Связь детского экспериментирования и развития речи имеет двухсторонний характер. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи. Этому помогает партнёрское взаимодействие педагога с детьми. В процессе экспериментирования мы с детьми становимся сотрудниками, пытающимися найти решение проблемы. На смену монологу приходит партнёрский диалог. Дети с интересом предлагают: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…". Речь детей постепенно становиться более грамотной, сформированной и развёрнутой. Думаю, что это и есть цель моей работы.
Литература.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2012
• Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения» //Управление ДОУ, 2004 - №4
• Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» М. : Учитель, 2013
• Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М. : АРКТИ, 2003
• Скоролупова М. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» О. А. М. : 2006
• Смолер Е. И. «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира» Мн., 2001