Наталья Дрокина
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
▼ Скачать + Заказать документы
Дрокина Н. А.
Воспитатель МАДОУ Детский сад 17,
ГО Красноуфимск
фольклор является почвой,
на которой возникает и развивается письменная культура.
М. Горький.
Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство–то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) ставит перед нами задачи создания благоприятных условий развития ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Формирования общей культуры личности ребенка.
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства.
Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В малых жанрах устного народного творчества отражается тонкая наблюдательность, прекрасное понимание возрастных особенностей детей. Эти произведения отличаются богатством и разнообразием содержания. Малый фольклор привлекает детей его яркими образами, постоянным обращением к игровому началу, особенно словесному и звуковому. К малым формам фольклора относят : колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, пословицы, небылицы, загадки, частушки, заклички, докучные сказки, словесные игры.
В детском устном поэтическом репертуаре имеется большой пласт произведений, в которых развиваются события совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Вся система образов их противоречит жизненным реальным наблюдениям. Все действия- сплошная логическая ошибка, в которых звери, домашние животные одеваются, как люди, выполняют людскую работу, насекомые и птицы очеловечиваются, люди ездят на телятках, козлятках и даже козявках, где женят и хоронят комара, как человека. Во всех этих произведениях есть «перестановка объекта действия, но нет «обратной координации действия»
Фольклор малых форм дети любят, а значит быстро запоминают. В русском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, народная мудрость и русский характер, устремления и фантазия. Приобщая детей к малым формам фольклора - это приобщение детей к части духовной культуре народа.
Детям необходимо рассказать о быте русского народа, используя слова: изба, половики, печь, чугунок, самовар, кадка, светёлка, братчина.
Рассказать о том что русский праздник — это всегда хлебосольный стол, познакомить с правилами гостеприимства, которыми славен русский народ.
Использование малых форм народного фольклора при обучении детей в самостоятельной деятельности, во время непосредственной образовательной деятельности, конкурсах, развлечениях, театрализации, обрядовых праздниках повышает интерес к устному народному творчеству. Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду. Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно-речевую деятельность дошкольников.
При работе по данной теме использую современные педагогические технологии дошкольного образования : игровые, развивающего обучения, проблемного обучения, технологию Коротковой А. А «Путешествие по реке времени». Технология эмоционально-чувственного погружения.
При обучении детей дошкольного возраста использую различные методы:
- интерактивный метод обучения, направленный на активное включение детей в диалог, обсуждение;
- метод проектов;
- наглядный (сопровождение диалога, рассказать сказку по серии картинок, предметные и сюжетные картинки по развитию речи);
- словесный (составление рассказа по опорным схемам);
- игровой (речевые игры «Продолжи сказку», «Найди ошибку»).
Таким образом, использование малых форм фольклора вполне оправдывает себя, приобщение ребёнка начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д., не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Проанализировав работу по формированию связной речи воспитанников по средствам малых фольклорных форм, можно сделать вывод о том, что:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству; используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок.
Основными принципами, которые легли в основу моей деятельности являются:
1. Принцип личностно - ориентированного подхода.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип доступности.
4. Принцип целостности.
5. Принцип единства семейного и общественного воспитания.
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде. Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.
Центр «Музыкально-театральный» оснащен: театр настольный;
ширма;
наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации);
персонажи с разным настроением;
материал для изготовления персонажей и декораций;
готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
атрибуты-заместители ;
элементы ряженья, парики и прочее. Воспитанники моей группы с удовольствием показывают спектакли, инсценируют русские народные сказки.
В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
В сфере образования формируются новые тенденции, отражающие с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа.
Несмотря на изменения в мире, обществе, семье, современные дошкольники продолжают оставаться детьми. Они любят играть, только содержание игр, игровые ин-тересы несколько изменились. Наряду с сюжетно-ролевыми играми, дети выбирают игры с современными конструкторами, различные головоломки, знают и увлекаются компьютерными играми.
При организации образовательной работы с детьми необходимо учитывать (с поправкой на индивидуальные особенности, уникальность личного социального опыта, социокультурной ситуации, что современный ребенок-дошкольник обладает :
• достаточно развитым восприятием многофакторных качеств и отношений объектов, явлений и ситуаций;
• памятью достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь воспринятого с уже бывшим в более раннем опыте;
• мышлением, достаточным для осознания, установления связей между сложными многоуровневыми многофакторными явлениями и событиями;
• речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния, как ситуативные, так и перспективные, что позволяет ребенку вступать в отношения разного уровня и на-правленности;
• исследовательской инициативой, побуждающей ребенка к поиску новых впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные, многосвязные, физические и социальные объекты и явления, выявляя их скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных взаимодействий;
• сложившейся «субъектностью», позволяющей ему действовать самостоятельно и автономно не только как субъекту деятельности, но и как субъекту социальных отношений;
• внутренней позицией, которая, в основном, будет сформирована как новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребенку индивидуально (на основе собственных мировоззренческих представлений) относиться к событиям и явлениям, происходящим в жизни ребенка.
Систематическая работа с детьми по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора, использование эффективных, современных методов и приемов дают положительные результаты. У детей развивается интерес к устному народному творчеству. Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, использование различных форм и методов воспитания и обучения детей, совместную работу с общественностью, мы можем оказывать влияние на развитие связной речи старших дошкольников посредствам малых форм фольклора
Анализируя профессиональную деятельность на предмет качества созданных условий для развития связной речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора можно сделать вывод о том, что:
- у дошкольников сформирован интерес к устному народному творчеству;
- развивающая предметно-пространственная среда группы соответствует требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования;
- выстроена система взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений эффективна;
-данный опыт профессионально - педагогической деятельности представлен педагогическому сообществу.