Наталия Назаркина
«Развитие самостоятельности». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
При правильном подходе взрослых самостоятельные действия уже с первых лет доставляют детям удовольствие. Проявление самостоятельности требует развития и закрепления. Для того, чтобы и в дальнейшем ребенок старался делать все, что может, самостоятельно и получал от этого удовольствие, нужны правильные воспитательные меры. Очень рано следует придерживаться правил: не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Значительно увеличивается желание сделать что-то самому, если это получает одобрение, похвалу. Но хвалить ребенка следует только за то, что действительно заслужил. Не следует сразу же, по первому требованию или малейшем затруднении помогать ребенку. Надо побудить его постараться самому выйти из затруднительного положения, и после удачи похвалить. Оказывать помощь нужно только тогда, когда взрослому ясно, что сам ребенок этого сделать не может, но и в этом случае надо постараться не за него, а вместе с ним.
Публикация «„Развитие самостоятельности“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Для того, чтобы закрепить у детей стремление к самостоятельности и умение преодолевать возникшие трудности, надо чтобы попытки самостоятельно сделать что-то, как можно чаще имели положительный результат. Это формирует у ребенка уверенность в своих силах. Наблюдая за тем, как ребенок реагирует на встретившиеся ему затруднения, сначала надо предоставить ему возможность самому справиться с ним, побуждая его одобряющими словами. Только убедившись о невозможности преодолеть затруднение, не дожидаясь пока у ребенка вследствие многократных попыток пропадает желание добиться положительного результата, надо помочь ему, одновременно привлекая и его самого. По-иному надо реагировать, если «не могу», «никак» говорит ребенок, который, по мнению взрослого, может это сделать самостоятельно. Не надо спешить делать за него. Следует поощряя его словами: «Ты уже большой, сильный, постарайся, и ты сделаешь»; или «Посмотри, как Костя хорошо сложил все кубики, и ты умеешь так же»; все же добиться самостоятельного действия ребенка. Исключением являются такие случаи, когда ребенок не может выполнить посильное вообще действие потому, что он устал, не здоров или возбужден. плохо, если у ребенка не воспитано умение преодолевать небольшие препятствия, и он привык, что при малейшем затруднении взрослые помогают ему. Прежде всего, такая чрезмерная опека не воспитывает положительных моральных качеств – самостоятельности, воли, настойчивости в достижении цели, а кроме того часто является причиной повышенной раздражительности ребенка. Встретившись даже с небольшим затруднением и не получив немедленной, привычной для него помощи, ребенок раздраженно кричит, требуя ее от взрослых или не прилагая усилий, бросает начатое дело. Привлечение ребенка с возрастом к большему участию, поощрение его самостоятельных попыток преодолевать затруднения во время игры способствует развитию самостоятельности, умению преодолевать затруднения, самому добиваться желаемого, что является очень ценным качеством личности ребенка.