Приложение МААМ

Развитие саморегуляции педагогов дошкольного образования

Дарья Зинченко
Развитие саморегуляции педагогов дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Статья посвящена проблеме саморегуляции в деятельности педагогов. Цель статьи - систематизировать определения данного понятия, выявить содержание, сущность и проблему саморегуляции в профессиональной деятельности воспитателей в организации дошкольного образования. В работе проводится анализ классификации способов регуляций эмоций в рамках теоретических подходов. В заключении делается вывод о том, что саморегуляция является важным системным, профессиональным качеством педагога, которое формирует профессиональное мастерство и дальнейшее становление педагога как специалиста.

Публикация «Развитие саморегуляции педагогов дошкольного образования» размещена в разделах

Ключевые слова. Саморегуляция, эмоции, педагогическая деятельность, психология, педагоги.

Введение.

Актуальность изучения проблемы познавательной активности определяется тем, что с каждым годом Образование в нашей стране развивается быстрыми темпами, совершенствуются стандарты содержания образования, на первый план выдвигаются вопросы доступности, качества и эффективности образовательных программ. Нетрадиционные формы, методы и средства обучения и воспитания становятся более актуальными и динамически применяемыми. В этих условиях требования к педагогу резко возрастают. Проблемы профессионального развития обусловлены социальными потребностями педагогического профессионализма и демократичности профессии.

Уровень профессионализма педагога зависит от умения управлять своим состоянием в процессе изучения большого количества профессиональной информации, коммуникативной составляющей в процессе общения со всеми участниками педагогического процесса, а также в стрессовых и конфликтных ситуациях. Преодоление стресса и нейтрализация неблагоприятных эмоциональных состояний относятся к эмоциональной саморегуляции, в процессе которой раскрываются внутренние психофизиологические и личностные стороны педагога, помогающие ему спокойно реагировать на различные ситуации, сохраняя достаточную гибкость, принимать правильное решение даже в самых трудных условиях.

Именно эмоциональная саморегуляция становится средством управления состояниями, а владение приемами и техниками саморегуляции определяет степень профессионализма и профпригодности педагога.

Материалы и методы. В ходе исследования применялись теоретические методы исследования, связанные с анализом сущности саморегуляции, а также классификации способов регуляции эмоций.

Результаты и обсуждение. Регуляция эмоций происходит у педагога каждый раз, когда возникают проблемы, разногласия, диссонансы и может быть нацелена на принятие или согласование своих переживаний с ожиданиями, желаниями и потребностями. К регуляции эмоций относят все процессы намеренного и ненамеренного изменения эмоционального переживания (в различных ситуациях). Обычно это касается снижения или повышения эмоций, а также подавления или возбуждения возникающих эмоций. Регуляция эмоций бывает имплицитной и эксплицитной, внутренней и внешней. В основе саморегуляции имеет большое значение связь понятия регуляции эмоций с понятиями «копинг-стратегий» и «защитных механизмов». Если копинг-поведение представляет собой отдельный случай преднамеренной регуляции эмоций – преодоления последствий стресса, то защитные механизмы представляют другой частный случай – автоматической неосознанной стабилизации тревоги [8, с. 36]

Саморегуляция подразумевает оценивание ситуации и коррекцию своей деятельности, а вместе с тем и коррекцию результатов своей деятельности. Саморегуляция необходима, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и психологического напряжения, что может негативно сказаться на его репутации, в отношении оценивания со стороны всех участников образовательного процесса. Самым действенным механизмом самовосстановления человека, предотвращения профессиональных деформаций, улучшение работоспособности и творческого самочувствия является способность педагога к саморегуляции своих состояний.

В педагогической литературе саморегуляция рассматривается как способность педагога, самостоятельно и осознанно управлять своей деятельностью, владеть собой, адекватно подходить к различным психическим состояниям, создавать положительный эмоциональный климат в коллективе. Саморегуляция – (от лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - в общем случае воздействие на систему, осуществляемое с целью выдерживания требуемых показателей ее работы, но реализуемое посредством внутренних изменений, порождаемых самой системой в соответствии с законами ее организации [3, с. 126]. Современные исследователи педагогической деятельности (Л. Г. Дикая, Н. В. Жутикова, А. И. Захаров, Л. А. Китаев-Смык, О. Б. Леонова, О. В. Лосавио, А. О. Прохоров, А. Я. Чебыкин и др.) констатируют факт недостаточной изученности вопросов саморегуляции педагогов и детей, не смотря на их большую теоретическую и практическую значимость. Авторы активно изучают методы саморегуляции педагогов в профессиональной деятельности, осуществляют перенос известных методов регуляции из психологии спорта и др.

Значительный вклад в решение проблем саморегуляции сделали ученые, которые исследовали проявление этого феномена в различных видах деятельности. Так, в частности, Б. Ф. Ломов отмечал, что, “изучая деятельность, психология раскрывает механизмы психической регуляции этой деятельности, то есть те процессы, которые обеспечивают адекватность деятельности ее предмета, средствам и условиям” [7, с. 215].

В традиционном понимании термин «саморегуляция» (О. Конопкин, В. Миславский, И. Чеснокова, В. Сохранов и др.) трактуется, как процесс, позволяющий выявить природные предпосылки и социально приобретенные основы личностной и профессиональной самокоррекции [9, 5,]. Саморегуляция деятельности и саморегуляция личности достигают наивысшей точки по эффективности формирования именно в период реализации своего пути и жизненного замысла педагога. Саморегуляция личности зависит от гуманистической позиции по отношению к самому себе, способствует приобретению базовых знаний о человеческих возможностях, а также о своих возможностях в частности. С помощью методов самоисследования происходит актуализация личностных ресурсов, тем самым постоянное переосмысление своего и чужого жизненного опыта.

Таким образом, профессиональная саморегуляция рассматривается нами как системное, интегральное, профессионально важное качество специалиста. Саморегуляция устанавливает соответствие между требованиями педагогической деятельности в каждый момент ее осуществления, а также текущими состояниями личности, ее действиями в определенных ситуациях и в способности субъекта к самоконтролю, самоуправлению и саморазвитию.

Классификаций способов регуляции эмоций существует немного. Так, К. Изард выделяет следующие способы регуляции эмоционального состояния:

а) взаимодействие эмоций – сознательная активация другой эмоции, противоположной переживаемой, с целью подавления, снижения интенсивности последней;

б) когнитивная регуляция – использование внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или контроля над ней; в) моторная регуляция – физическая активность, снижающая интенсивность эмоционального переживания [4, с. 22].

Р. Лазарус и С. Фолкман делят совладающее поведение как способность преодолевать угрозы и сохранять эмоциональное равновесие на проблемно-сфокусированный копинг (изменение внешнего мира, управление стрессором) и эмоционально-сфокусированный копинг (изменение отношения к проблеме, мыслей, намерений, эмоций) [6, с. 32].

Моос и Дж. Шеффер, а также Л. Перлин и К. Шулер помимо изменения самой проблемы и изменения видения проблемы отдельно выделяют подавление негативных чувств. Э. Фрайденберг кроме продуктивной стратегии решения проблемы описывает непродуктивную стратегию избегания стрессоров и связанных с ним мыслей и чувств. Р. Фэйбс и Н. Эйзенберг расчленяют виды эмоционального совладания на регуляцию переживаемой эмоции, регуляцию поведения, связанного с переживаемой эмоцией и регуляцию контекста, вызывающего эмоцию [10, с. 54].

Л. И. Анцыферова разделяет способы регуляции эмоций на:

а) преобразующие (когнитивная подготовка к решению проблемы, предполагающая, что практические действия могут быть заменены вербальными);

б) приспособительные (позитивное истолкование тяжелых переживаний);

в) вспомогательные (уход из трудной ситуации) [1, с. 7].

Р. М. Грановская и И. М. Никольская выделяют поведенческие стратегии, эмоциональную проработку подавленного и изменение субъективной оценки ситуации, причем все три выполняют функции защиты от травмирующей информации [2, с. 32]. По мнению Д. В. Люсина, управление эмоциями включает контроль интенсивности эмоций (приглушение чрезмерно сильных эмоций, контроль внешнего выражения эмоций и произвольный вызов эмоций [8, с. 5].

Таким образом, иследователи описывают и акцентируют внимание на отдельных методах и приемах регуляции эмоций, наиболее эффективных, по их мнению, не обобщая их в классификации. Существуют немногочисленные классификации, которые характеризуются односторонностью и индивидуальностью способов изменения эмоциональных состояний.

Осваивая саморегуляцию, необходимо понимать ее значимость в эффективности педагогической деятельности, рефлексии этой деятельности и своего поведения в профессии. Необходимо проявлять самообладание и выдержку, регулировать собственное профессиональное самодвижение и саморазвитие, сдерживать всплески отрицательных эмоций, снимать эмоциональную напряженность и создавать благоприятный эмоциональный климат в образовательном процессе. В процессе саморегуляции педагог самостоятельно ставит цель деятельности, моделирует значимые условия, составляет программу действий, оценивает промежуточные и конечные результаты своих действий, тем самым осуществляет их коррекцию.

Вывод.

Таким образом под саморегуляцией мы понимаем системно - профессиональное качество специалиста, которое заключается в способности самостоятельно обеспечить адекватность принятых действий в задачах нормах и правилах педагогической деятельности. Развитие регулятивных умений необходимо формировать у педагогов дошкольного образования, потому что это является главной задачей формирования профессионального мастерства и дальнейшего становления педагога как специалиста.

Библиографический список

Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: перетребований к опреденным принципам осмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. №1. С. 3-18.

Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб. : Речь, 2003.

Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005. – 350 с.

Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2003. Сазонова, Н. П. Развитие профессиональной саморегуляции будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений : учебное пособие для студентов педагогических факультетов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003.

Конопкин О. А., Моросанова В. И., Сагиев Р. Р. Особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов и успешность обучения. Научные труды МГПУ им. В. И. Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. — М., 1995

Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс. Л. : Лениздат, 1970.

Ломов Б. Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. - М: Наука, 1984. – 444 с.

Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. : Институт психологии РАН, 2004.

Миславский И. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М., 1991. — 152с.

Муздыбаев К. Р. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. вып. 2. С. 100-111.

Публикации по теме:

Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образованияФотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образования Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов образования. 3 ноября на базе нашего МБДОУ «Радуга» прошло районное методическое.

Фотоотчет «Районной Ассоциации педагогов дошкольного образования»Фотоотчет «Районной Ассоциации педагогов дошкольного образования» Районное Ассоциация педагогов, дошкольных образовательных учреждений Тевризского муниципального района по теме «Формирование предпосылок.

Конспект развлекательно-познавательного мероприятия для педагогов дошкольного образования «Там, на неведомых дорожках»Конспект развлекательно-познавательного мероприятия для педагогов дошкольного образования «Там, на неведомых дорожках» Конспект развлекательно-познавательного мероприятия для педагогов дошкольного образования «Там, на неведомых дорожках» Подготовила, воспитатель,.

Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА»Консультация для педагогов дошкольного образования «Использование изобразительного искусства в работе с детьми с РДА» Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! После довольно близкого общения с детьми с.

Консультация для педагогов «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образования» Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является исключением. Зачастую новые знания, а тем более и.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере»Консультация для родителей ДОУ к Дню Арт-терапии на maam «Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере» Развитие у дошкольников саморегуляции в двигательной сфере. Одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача.

Автор публикации:
Развитие саморегуляции педагогов дошкольного образования
Опубликовано: 1 июля 2024 в 14:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие саморегуляции педагогов дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Зинченко (УИ 2497354) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД