Елена Фёдоровна Бондаренко
«Развитие речи в первой младшей группе». Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…
Е. И. Тихеева.
Я работаю с детьми первой младшей группы. Начало третьего года жизни, это очень важное время, начало младшего дошкольного возраста. В этом возрасте ребенку хочется узнавать все больше новых слов. Дети 2-3 лет активно начинают развивать словарный запас.
Публикация «„Развитие речи в первой младшей группе“, Пояснительная записка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
К сожалению, в настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции.
В моей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас.
Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи.
В работе по «Развитию речи» я беру за основу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования», Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с использованием программы «Развитие речи» В. В. Гербова.
Основные задачи речевого развития это :
- развитие связной речи,
- расширение словаря,
- освоение грамматически правильной речи и ее звуковой культуры.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды (речевой уголок, книжный уголок, театрализованный уголок).
В своей работе по развитию речи использую следующие практические методы:
- метод разговора (беседы, метод пересказа, метод рассказывания (сочинения).
Игра — основной вид деятельности дошкольников, поэтому НОД, проводимые с детьми, выстраиваю в форме игры, во всем разнообразии (словесные, дидактические, развивающие, объединяя одним сюжетом и подчиненные конкретной теме НОД, его целям.
Организация игр-сюрпризов, цель которых порадовать, удивить ребенка – это часть моей работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры мне помогают на достаточно длительное время занять одних детей, пока я работаю с другой подгруппой.
Использую самые разнообразные игровые задания и упражнения, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно.
Самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют нод, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.
Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых умений и навыков, творческих способностей.
У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. Дети еще очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно еще сопровождать свои действия словами, например: рисовать и говорить о нарисованном.
Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов.
Поэтому для успешного развития детей я использую разнообразные картинки, пальчиковый театр, фланелеграф.
Это очень удобно и помогает как на занятиях, так и в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы оживают, что способствует лучшему усвоению того или иного произведения. Ребенок может сам манипулировать героями.
При правильной работе по развитию речи, осуществляемой в течение дня, нет необходимости в специальных занятиях по формированию звуковой культуры речи. Ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми те или иные слова, поэтому я постоянно работаю над собственной дикцией, контролирую ее. Разговаривая с ребенком, я обязательно слежу за темпом речи. С этого возраста стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Для этого произношу звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью.
Детям легче говорить в маленьком «хоре», а не по отдельности, именно поэтому я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе.
Я стараюсь как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время игры). Все время говорю с ними, спрашиваю, дополняю их ответы, подсказываю.
Знакомлю детей с малыми формами фольклора, Разучиваем маленькие стихотворения, потешки, песенки, дразнилки. Разучиваем стихотворения, потешки, песенки для режимных моментов например: «Куколка играла, целый день играла», «Водичка, водичка», «Каша масленая – ложка крашеная», «Кран откройся, нос умойся» и т. д.
При каждом удобном случае, например на прогулке дети под текст соответствующей, потешки, показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки, ладушки…» помогает мне завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.
Когда я наблюдаю за играющими детьми, беспокоясь (в шутку) говорю: «Ой, что-то я Катеньку не вижу, не слышу. Не украл ли её кто?» Дети начинают смеяться, говорят, что Катенька здесь. «Подойди-ка ко мне, дружок» - обращаюсь к малышу. «Где же ты был?» Выслушав ответ, обращаюсь к нему и приговариваю:
Лисий хвостик
Бегал в гости.
Мосточком бежал,
Листочком дрожал.
Вернулся назад – и рад!
Я отпускаю ребенка от себя, но остальные, уже поняв, что им предложена игра, начинают, то прятаться от меня, то подбегают, радуясь возможности снова послушать стихотворение.
В групповой комнате беру куклу, баюкаю (вокруг меня собираются малыши, читаю стихотворение.
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Пение песенок очень прекрасно сказываются на настроении, поведении и развитии детей.
Петь детям и с детьми желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения.
В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребенка и радуюсь его достижениям вместе с ним.
В своих контактах с ребенком я должна обязательно дать понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом неоднократно повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение.
Главная моя цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал меня, но и слышал, понимал, о чем я хочу ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками.
В своей работе по развитию речи я использую пальчиковые игры.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Сухомлинский говорил: «Ум маленьких детей находится на кончиках пальцев». Функция руки и речь развиваются параллельно.
Дети с удовольствием принимают участие в пальчиковых играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Развивая мелкую моторику рук, учу действовать игрушками пальчикового театра например: Пальчиковая гимнастика «Расскажи сказку «Колобок», «Репку».
Развиваю артикуляционный аппарат детей, используя дидактические игры и упражнения например: «Медвежата мёд лижут», «На приёме у доктора», «Вкусное варенье» и т. д. Развиваю речевое внимание с помощью дидактических игр и упражнений, например: «Лягушка и лягушата», «Кто как кричит?», «Кто в домике живёт?» и т. д.
Развиваю выразительность речи с помощью дидактических игр и упражнений например: «Море волнуется», «Сказочное заклинание», «У доктора Айболита»
Формирую диалогическую речь, обогащаю словарный запас детей словами прилагательными. Учу имитировать действия персонажей с помощью дидактических игр например: «Какой, какая, какие?», «Дополни предложение»,
Выстраиваю необходимую работу с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей
Родителям советую, рекомендую больше общаться, разговаривать с ребёнком, играть, используя игрушки, дидактические игры, упражнения. Читать сказки, разучивать потешки и небольшие стихотворения, рассматривать картинки вместе с детьми. Дать детям возможность высказаться, научиться слушать детей.
Советы родителям.
Как проводить занятия дома?
Прежде чем предлагать пальчиковую игру малышу, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.
Для разминки пусть малыш сжимает и разжимает кулачок, то правой, то левой рукой.
После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кисти. Покажите малышу как «рассказать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребёнка и сделать движения вместе с ним.
Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь 1–2 в день, Лучше повторите каждую игру 2–3 раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным занятием.
К концу года дети моей группы могут выполнять простые словесные поручения, воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.
У многих хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Дети с готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.
Решение, каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития?
Во-первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок; игры с текстами и т. п.).
Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.
Я стараюсь как можно больше активизировать речь детей вне занятия (на прогулке, во время игры). Все время говорю с ними, спрашиваю, дополняю их ответы, подсказываю.
Итак, кропотливая работа по развитию речи моих воспитанников в течение года даёт положительные результаты. В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка.