Шаронова Ирина Константиновна
Развитие речи ребенка раннего возраста с помощью игровых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ.
На раннем этапе развития ребенок впервые начинает обращать внимание на правильность речи и произношение, сравнивает себя со сверстниками. Он всячески познаёт мир, в который пришёл. Развитие речи происходит постоянно и активно. Родители обязательно дают ответы на вопросы, которые во множестве «вылетают» из ребенка. Ему интересно все, и он спрашивает обо всем, что видит. Задача родителей дать исчерпывающий, но очень короткий ответ, не перегруженный лишней информацией, которая останется недоступной для ребенка. По мере развития детского мозга, дети постепенно осваивают новые ступени в речевом познании, быстро переходя от одной стадии разговорных возможностей к другой. По общепринятым стандартам к двум годам малыши имеют в словарном запасе до двухсот слов и могут связывать их в небольшие предложения. В возрасте трёх лет основная группа детей знает, как правильно строить предложения и практически полноценно разговаривать с окружающими. Развитие каждого ребёнка идёт по-разному, оно зависит от многих возможностей организма, поэтому не стоит ориентироваться на уровень речевых достижений других детей, развитие речи для каждого малыша индивидуально.
Публикация «Развитие речи ребенка раннего возраста с помощью игровых упражнений» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Упражнения в виде игровых действий формируют артикуляционный аппарат ребенка, ему можно предложить выполнять следующие упражнения :
Для развития речевого дыхания полезно учиться делать плавный и долгий выдох ртом, с напряженными губами. Хорошо тренирует такой навык сдувание легких предметов со стола или с руки. Эта игра может иметь множество вариантов:
- сдувать клочки ваты, изображая снег;
- сдуть кораблик или самолетик из бумаги;
- заставить летать листья или клочки бумаги, как будто это осенний листопад;
- пускать мыльные пузыри;
- «сделать ветерок», заставляя крутиться вертушку и др.
Упражнения на дыхание можно делать и со звуком, изображая гул самолета, вой волка или гудок паровоза, или парохода.
Мышцы языка хорошо тренируются при помощи любых действий, которые могут производиться языком:
- облизывать губы или ложку:
- показывать язык, вытягивать его вперед, поднимать или опускать;
- широко открывая рот, поболтать языком или показать, как лакают воду кошка или собака;
- цоканье языком, присасывание его к небу способствует легкому обучению в дальнейшем; произнесению звуков «р», «т» и других, для которых требуется поднимать вверх кончик языка.
Мелкая моторика пальцев связана с развитием речи у ребенка. Для тренировки пальчиков можно играть в такие игры:
- Выкладывание мозаики, начиная от простых фигурок и постепенно переходя к изображениям домика, елочки и др.
- Нанизывание крупных бусин или шариков на толстую веревку. Постепенно размер бусин надо уменьшать.
- Шнуровать ботинок или специально изготовленную игрушку в виде ботинка, куртки и другой одежды.
- Застегивать крупные яркие пуговицы. Их размер тоже уменьшают с возрастом ребенка.
- Пристегивать бельевые прищепки на веревку или фигурку из картона, чтобы получились цветочки, солнышко, елочка и др.
- Разобрать по цветам мелкие шарики, фасоль или подобные им предметы, смешанные вместе, как это делала Золушка.
Скорость развития у всех детей разная и не нужно заставлять ребенка стараться делать то, что кто-то умеет лучше него.
В каком возрасте ребёнок начинает говорить зависит непосредственно от того, сколько внимания уделялось родителями развитию его речи.
Именно потому, насколько полноценно разговаривает ваш ребёнок соответственно возрасту, можно определить, как он развит в общем.
Чтобы речевые навыки малыша развивались активно, необходимо наличие определённых факторов. Речь возникает и развивается на основе соответствующих предпосылок биологического порядка, наличия различных психологических моментов и психического функционирования нервной системы.
Рекомендации по речевому развитию :
- общайтесь с ребёнком ежедневно, уделяя этому достаточно внимания, и рассказывая о происходящем вокруг, объясняйте ему, зачем строить дома, почему летают птицы, куда течёт река, когда цветут деревья и т. д. ;
- читайте малышу книжки, соответствующие его возрасту, так как это один из самых эффективных методов развития речи у детей, способствующий накоплению пассивного словарного запаса, рассматривайте с детьми картинки, рассказывайте о том, кто изображён на них, учите малыша отвечать на вопросы по иллюстрациям: кто? зачем? где? когда?;
- играйте с ребёнком в игры, соответствующие его возрасту : «качайте куклу», стройте башенки из кубиков, рисуйте, играйте в «ладушки», сопровождая свои действия подробными комментариями;
- разговаривайте медленно, внятно и чётко, делая паузы между предложениями для лучшего усвоения ребёнком ваших слов, используйте простые доступные фразы, избегая сложных и плохо воспринимаемых оборотов;
- называйте предметы своими именами, а не односложными названиями из детского лепета;
- повторяйте одинаковые слова до тех пор, пока ребёнок не запомнит их;
- не заставляйте детей общаться, если они устали и плохо концентрируют внимание, они всё равно в этом случае не смогут адекватно реагировать на речевой процесс;
- пресекайте варианты общения жестами, делайте вид, что вы понимаете просьбу малыша исключительно в речевом аспекте;
-хвалите своего ребёнка за успехи, не ругайте за неправильно произнесённые слова, не перебивайте, если малыш долго не может выговорить фразу, дети должны чувствовать, что у них всё получается.
Всему своё время, рано или поздно каждый малыш научится говорить.
Любовь к своим детям, доброе и заботливое отношение к ним, терпение в достижении результатов непременно дадут свои плоды, и малыш постоянно будет радовать окружающих красивой, чёткой и правильной речью.