Папки-передвижки

Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности

Терещенко Надежда Марксовна
Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка по теме «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Автор: Терещенко Н. М.

Организация: МАДОУ «Д/С № 6»

г. Кореновск.

«Театрализованная деятельность – наиболее доступная

ребенку деятельность и интересный для него способ

переработки выражения впечатлений, знаний, эмоций»

(А. В. Запорожец.)

Пояснительная записка

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Сухомлинский В. А. писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Одной из ведущих задач, которую решают в детском саду, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Развивать речь – это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком способствует овладению им.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно –они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. Как же разбудить их души? Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность, один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется главный принцип обучения: учите, играя.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир игры, можем многому научиться сами и научить наших детей. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения, таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса, поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Дошкольники с удовольствием включаются в театрализацию, воплощают образы, перевоплощаются в героев драматизаций, превращаясь в артистов. Так как сегодня существует социальный заказ на творческую личность, я в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание этой проблеме. У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее –выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Театрализованная деятельность требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Я пришла к выводу, что если в работе с детьми дошкольного возраста я буду использовать театрализованную деятельность, то формирование творческих способностей произойдет быстро и эффективно.

Я полностью соглашаюсь с мнением Станиславского К. С., который говорил: «Быть всегда творческим – значит быть всесильным».

Исходя из вышеизложенного, я определила главную тему своей работы:

«Развитие речи и творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.»

Актуальность моей работы состоит в том, что если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Поэтому, мне, как человеку, работающему с дошкольниками, хочется, чтобы мои воспитанники обладали творческими способностями, грамотной и выразительной речью, уверенно и раскрепощено чувствовали себя на сцене, использовали мимику, жесты, движения для передачи образа. Я хочу приобщать своих воспитанников к духовным ценностям, развивать память, мышление, воображение, внимание, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе. Чтобы ребенок, все, чему научился, сумел применить в последующей жизни. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство, психомоторной (спорт, творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Исходя из вышеизложенного, я определила главную цель своей работы:

Способствовать развитию творческих способностей дошкольников через вовлечение их в театрализованную деятельность.

Я поставила перед собой следующие задачи:

• Развивать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через театрализованную деятельность.

• Совершенствовать речь детей: звуковую культуру, грамматический строй, монологическую и диалогическую форму речи, её выразительность.

• Воспитывать и развивать внутреннюю волю, внимание, память, мышление, воображение.

• Развивать технику актёра в каждом ребёнке.

Способствовать освоению исполнительской, зрительской и общей культуры.

За основу были взяты следующие принципы

• содержательность форм работы, разнообразие тематики и методов работы

• ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно – ролевые игры

• максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения театрализованной деятельности

• сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми

• наличие хорошо организованной предметно –пространственной среды в группе, содержащей различные виды театров, уголок ряжения, театральную библиотечку и т. п.

все игры и упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы удачно сочетать движение, речь, мимику, жесты

В работе по развитию творческих способностей придерживаюсь следующих правил:

Правило индивидуальности: Дети переживают своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.

Основы театральной культуры:

Использую в своей работе дополнительную литературу:

• «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Т. А. Ткаченко

• «Знакомство дошкольников с литературой» О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш

• «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткин

• «Играем в театр» Т. Н. Доронова

• статьи из журнала «Дошкольное воспитание»

• интернет ресурсы

Для достижения цели определила последовательность действий:

• Изучение научно-методической литературы по теме.

• Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

• Разработка перспективного плана работы с детьми младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности.

• Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства.

Работа по развитию творческих способностей средствами театрализованной деятельности проводилась в трех направлениях:

1. Работа с детьми (организационная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность со взрослым: игры, игровые упражнения, беседы, праздники и развлечения, игры –драматизации, спектакли). Данная работа проводилась как часть занятия по развитию речи, по ознакомлению с социальным миром, с художественной литературой.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности
Опубликовано: 14 февраля 2025 в 15:30
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Терещенко Надежда Марксовна (УИ 2727922) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 февраля 2025 воскресенье
Играем в домино!
Сегодня дошкольник - завтра избиратель!
Хвала русскому валенку!
Совушка - мудрая головушка!
17 февраля 2025 понедельник
Доброта спасет мир!
Агния Барто – всем детям ровесница!
Вернись, лесной олень, по моему хотенью!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД