Приложение МААМ

Развитие речи детей с ТНР в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Богданова Светлана Александровна
Развитие речи детей с ТНР в процессе познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей с ТНР в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Вырастить ребенка не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но – и обязательно! – инициативным, думающим, нестандартно-мыслящим, способным на творческий подход к любому делу – такая задача встаёт перед дошкольным учреждением и родителями в настоящее время.

Публикация «Развитие речи детей с ТНР в процессе познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Эти качества может развить в ребенке познавательно-исследовательская деятельность, а для детей, имеющих речевые нарушения, она является средством, решающим задачи речевого развития.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, номинативную и регулятивную.

В процессе эксперимента развивается связная речь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы (номинативная функция речи). Коммуникативная функция речи обогащается в непринужденной обстановке, где дети учатся взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности и развивать диалог, умение высказываться в форме небольшого рассказа. Воспитанники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения и регулировать свою деятельность совместно с другими детьми и взрослыми (регулятивная функция речи).

Ребенку, у которого нарушена речь, очень трудно самостоятельно организовать свою поисково-исследовательскую деятельность, так, как у детей с ТНР отмечается низкий уровень сформированности памяти, внимания, мышления, нет умения и навыков связно излагать свои мысли и высказывания носят односложный характер.

Создание условий для развития речи в процессе познавательно-исследовательской деятельности является основной целью моей работы, в ходе которой решаются задачи:

– создавать развивающую предметно-пространственную среду в группе и условия для развития активной самостоятельной детской деятельности;

– в процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать речь дошкольников;

– расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

– воспитывать у детей инициативу, самостоятельность, прививать навыки самоконтроля и анализа своих действий;

– привлекать родителей к совместной проектно-исследовательской деятельности.

В своей работе я активно использую различную мотивацию для познавательно-речевой активности детей через : игровые проблемные ситуации; сюрпризные моменты; проблемные вопросы, коллизии, экспериментирование, опыты, перевоплощение, драматизация, введение сказочных персонажей. В группе активно функционирует мини-библиотека, в которой находятся детские книги, книжки-малышки, энциклопедии, журналы и другие книги познавательного характера. Книги постоянно пополняются и обновляются. Дети рассматривают их, рассказывают, комментируют иллюстрации. Это хороший метод речевого и познавательного развития детей.

Познавательно исследовательская деятельность – это один из самых, часто применяющихся методов в работе с детьми. (после игровой деятельности). Мы даже не всегда осознаём, как часто мы применяем познавательно исследовательскую деятельность в повседневной жизни. С самого утра, начиная с наблюдений в уголке природы, мы экспериментируем, исследуем, увеличиваем объём знаний, умений навыков, развиваем речь и познавательную активность. На каждом занятии мы что – то исследуем.

Познавательно-исследовательская деятельность развивает словарь при введении в речь детей обозначений новых явлений и предметов, их описаний.

В результате тщательного проговаривания, заучивания, тренируются фонетические умения. Описания проводимой совместной деятельности помогают нам ввести в речь детей правильные грамматические формы, развивают коммуникативные навыки и разговорную речь.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности развитие речи детей нашей группы организуется в два этапа.

На первом этапе дети овладевали навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям, с последующим составлением коротких рассказов с опорой на простую схему; совершенствовали навыки ведения диалога; велось обучение детей составлению простого описательного рассказа по предмету.

Второй этап способствует обучению детей составлению коротких рассказов с опорой на сложные схемы опытов, рассказов-описаний, простых пересказов. Наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказов по теме.

Наиболее интересным занятиям для наших детей является проведение опытов и экспериментов. «Выращивание кристаллов», «Удивительные свойства снега», «Удивительные свойства льда», «Эксперимент с мыльными пузырями», «Солнечный зайчик», «Воздух движет машинку», и др. – это лишь некоторые из любимых опытов – экспериментов, проводимых детьми, как совместно с педагогами, так и самостоятельно.

Работа по данному направлению выводит ребенка на новый уровень развития, необходимый для его дальнейшего обучения в школе. Моя практика показывает, что в процессе познавательно-исследовательской деятельности наблюдается положительная динамика речевого развития воспитанников. У детей значительно увеличился словарный запас, сформировалось умение выстраивать сложные предложения и делать самостоятельно выводы.

Свое выступление хотелось бы закончить советом Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей с ТНР в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 11 января 2024 в 21:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей с ТНР в процессе познавательно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Богданова Светлана Александровна (УИ 1539182) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД