Богданова Светлана Александровна
Развитие речи детей с ТНР в процессе познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей с ТНР в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Вырастить ребенка не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но – и обязательно! – инициативным, думающим, нестандартно-мыслящим, способным на творческий подход к любому делу – такая задача встаёт перед дошкольным учреждением и родителями в настоящее время.
Публикация «Развитие речи детей с ТНР в процессе познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Эти качества может развить в ребенке познавательно-исследовательская деятельность, а для детей, имеющих речевые нарушения, она является средством, решающим задачи речевого развития.
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, номинативную и регулятивную.
В процессе эксперимента развивается связная речь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы (номинативная функция речи). Коммуникативная функция речи обогащается в непринужденной обстановке, где дети учатся взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности и развивать диалог, умение высказываться в форме небольшого рассказа. Воспитанники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения и регулировать свою деятельность совместно с другими детьми и взрослыми (регулятивная функция речи).
Ребенку, у которого нарушена речь, очень трудно самостоятельно организовать свою поисково-исследовательскую деятельность, так, как у детей с ТНР отмечается низкий уровень сформированности памяти, внимания, мышления, нет умения и навыков связно излагать свои мысли и высказывания носят односложный характер.
Создание условий для развития речи в процессе познавательно-исследовательской деятельности является основной целью моей работы, в ходе которой решаются задачи:
– создавать развивающую предметно-пространственную среду в группе и условия для развития активной самостоятельной детской деятельности;
– в процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать речь дошкольников;
– расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
– воспитывать у детей инициативу, самостоятельность, прививать навыки самоконтроля и анализа своих действий;
– привлекать родителей к совместной проектно-исследовательской деятельности.
В своей работе я активно использую различную мотивацию для познавательно-речевой активности детей через : игровые проблемные ситуации; сюрпризные моменты; проблемные вопросы, коллизии, экспериментирование, опыты, перевоплощение, драматизация, введение сказочных персонажей. В группе активно функционирует мини-библиотека, в которой находятся детские книги, книжки-малышки, энциклопедии, журналы и другие книги познавательного характера. Книги постоянно пополняются и обновляются. Дети рассматривают их, рассказывают, комментируют иллюстрации. Это хороший метод речевого и познавательного развития детей.
Познавательно исследовательская деятельность – это один из самых, часто применяющихся методов в работе с детьми. (после игровой деятельности). Мы даже не всегда осознаём, как часто мы применяем познавательно исследовательскую деятельность в повседневной жизни. С самого утра, начиная с наблюдений в уголке природы, мы экспериментируем, исследуем, увеличиваем объём знаний, умений навыков, развиваем речь и познавательную активность. На каждом занятии мы что – то исследуем.
Познавательно-исследовательская деятельность развивает словарь при введении в речь детей обозначений новых явлений и предметов, их описаний.
В результате тщательного проговаривания, заучивания, тренируются фонетические умения. Описания проводимой совместной деятельности помогают нам ввести в речь детей правильные грамматические формы, развивают коммуникативные навыки и разговорную речь.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности развитие речи детей нашей группы организуется в два этапа.
На первом этапе дети овладевали навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям, с последующим составлением коротких рассказов с опорой на простую схему; совершенствовали навыки ведения диалога; велось обучение детей составлению простого описательного рассказа по предмету.
Второй этап способствует обучению детей составлению коротких рассказов с опорой на сложные схемы опытов, рассказов-описаний, простых пересказов. Наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказов по теме.
Наиболее интересным занятиям для наших детей является проведение опытов и экспериментов. «Выращивание кристаллов», «Удивительные свойства снега», «Удивительные свойства льда», «Эксперимент с мыльными пузырями», «Солнечный зайчик», «Воздух движет машинку», и др. – это лишь некоторые из любимых опытов – экспериментов, проводимых детьми, как совместно с педагогами, так и самостоятельно.
Работа по данному направлению выводит ребенка на новый уровень развития, необходимый для его дальнейшего обучения в школе. Моя практика показывает, что в процессе познавательно-исследовательской деятельности наблюдается положительная динамика речевого развития воспитанников. У детей значительно увеличился словарный запас, сформировалось умение выстраивать сложные предложения и делать самостоятельно выводы.
Свое выступление хотелось бы закончить советом Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».