Казакевичус Анастасия
Развитие речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка
2 Учебно-тематический план по реализации программы
3 Методические программы
4 Практические выходы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса, как взрослых, так и детей к чтению. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя его компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Устное народное творчество – это особый вид искусства. С самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности позволяет устное народное творчество, которое таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Фольклор – это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ доступной весёлой формы развития и воспитания ребёнка.
Актуальность:
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного языка.
Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
? Воспитание звуковой культуры речи.
? Обогащение словаря.
? Формирование грамматического строя речи.
? Развитие монологической и диалогической речи.
? Развитие мелкой моторики.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Цель программы:
Раскрыть влияние русских народных сказок на развитие речи детей раннего возраста. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагогов и родителей по развитию речи детей с помощью русских народных сказок.
Задачи:
Задачи программы:
1. Показать детям красоту русского языка через устное народное
творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др. ;
2. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие,
обогащать словарный запас детей.
3. Последующее использование усвоенного материала в игровой и речевой деятельности детей.
4. Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей.
5. Развитие интереса детей к устному народному творчеству
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических и сюжетно – ролевых игр на развитие речи для детей раннего возраста. Разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).
3 этап – создание в группе развивающей среды и оформление картотеки.
4 этап – работа с родителями: консультации по теме проекта;
Возраст участников : 2 – 3 года (первая группа раннего возраста)
Срок реализации программы: 1 год
Формы реализации программы:
— учебная деятельность на игровой основе;
— досуги;
— консультативная работа с родителями.
Учебно – тематический план по реализации программы
«Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» на 2020-2021 учебный год.
Месяц
Работа воспитателя
Работа воспитателя с детьми
Работа воспитателя с родителями
Сентябрь
1. Подбор материала необходимого для работы с
детьми и родителями по
теме: «Развитие речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок»;
2. Постановка целей и
задач по данной теме;
3. Составление
перспективного плана по
теме самообразования
1. Определить уровень развития речи у детей, выявление трудностей.
1. Знакомство с
родителями,
выявление творческих
способностей
родителей.
Октябрь
1. Подбор методической
литературы по теме;
2. Изучение методической
литературы.
1. Использовать потешки
в режимных моментах;
2. Разучивание и
проговаривание потешек;
3. Чтение детям русских
народных сказок;
4. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток, колыбельных
1. «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС».
2. Памятка для родителей «Правила, которые делают чтение привлекательным для ребенка».
Ноябрь
1. Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»;
2. Создание картотеки
потешек для работы с
детьми;
1. Чтение русских народных сказок.
2. Разучивание и
проговаривание потешек;
3. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток,
колыбельных;
4. Пальчиковая гимнастика «Репка», инсценировка сказки «Репка».
5. Дидактическая игра расскажи сказку по картинке.
1. Оформление папки
- передвижки на тему:
«Воспитание сказкой».
Декабрь
Изучение темы:
«Театрализованные игры
как средство развития
речи детей»;
1. Использовать потешки
в режимных моментах;
2. Разучивание и
проговаривание потешек.
3. Чтение сказок.
4. Отгадывание загадок по сказкам.
1. Составление
рекомендаций для
родителей по
использованию
театрализованной
деятельности
дома;
2. Пальчиковые игры на основе сказок. Изготовления пальчикового театра.
Январь
1. Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам.
2. Обустроить уголок
ряженья;
1. Использовать потешки
в режимных моментах;
2. Разучивание и
проговаривание потешек;
3. Дидактическая игра «Узнай
сказку, по картинке
(иллюстрации)», «Угадай, из
какой потешки прочитан
отрывок?»;
Настольно-печатные игры по
мотивам русских народных сказок (разрезные
картинки, лото);
4. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток,
колыбельных
1. Работа с родителями по пополнению уголка русскими народными сказками.
Февраль
1. Изучение темы:
«Роль сказки в воспитании
детей»;
2. Пополнить книжный
уголок детскими книгами
согласно возрастным
особенностям.
3,Подбор и изготовление дидактических игр.
1. Использовать потешки
в режимных моментах;
2. Разучивание и
проговаривание потешек;
3. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток,
колыбельных;
4. Учить детей обыгрывать
знакомые сказки (игры - драматизации);
5. Настольно-печатные игры
по русским народным сказкам
(разрезные картинки, лото)
6. Подвижная игра «У медведя во бору».
1. Консультация
«Как правильно читать сказку ребенку»;
2. Буклет «Особенности развития речи детей раннего возраста».
Март
1. Изучение темы:
Настольно-печатные
игры по русским народным
сказкам;
1. Использовать потешек в
режимных моментах;
2. Разучивание и
проговаривание потешек.
3. Дидактическая игра «Узнай
потешку по картинке
(иллюстрации)», «Угадай, из
какой потешки прочитан
отрывок?»;
4. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток,
колыбельных;
5. Учить детей обыгрывать
знакомые сказки (игры -
драматизации);
6. Настольно-печатные игры
по русским народным сказкам
(разрезные картинки, лото)
7. Отгадывание загадок.
1. Какие сказки читать ребенку на ночь? Консультация для родителей.
Апрель
1. Изучение темы:
«Использование
хороводных игр»;
1. Использовать потешки
в режимных моментах;
2. Разучивание и
проговаривание потешек;
3. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток,
колыбельных;
4. Учить детей обыгрывать
знакомые сказки (игры -
драматизации);
5. Настольно-печатные игры
по русским народным сказкам
(разрезные картинки, лото);
5. Разучивание игр «Мыши
водят хоровод», «Жили у
бабуси»
6. Дидактическая игра «Выложи сказку».
7. Собери пазлы.
1. Изготовления Лэпбука по русским народным сказкам.
Май
1. Отчет по проделанным работам
1. Использовать потешки
в режимных моментах;
2. Разучивание и
проговаривание потешек;
3. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток,
колыбельных;
4. Учить детей обыгрывать
знакомые сказки (игры -
драматизации);
5. Настольно-печатные игры
по русским народным сказкам
(разрезные картинки, лото)
1. Выступление на
родительском
собрании с отчётом о
проделанной работе
за учебный год
Методические программы
Методы и приёмы, используемые в проекте:
1. Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин.
2. Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми раннего возраста.
3. Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, словесные игры.
Практические выходы
Подготовка материалов для родителей по теме: «Пальчиковые игры для малышей».
Оформление папки - передвижки. Тема: «Воспитание сказкой».
Пополнение центра театрализованной деятельности новыми видами театра;
Составление картотеки игр-потешек на все случаи жизни;
Изготовление лэпбука.
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Подготовка консультаций для родителей, буклетов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа Дошкольного Образования «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Журнал «Дошкольное воспитание» : №10,1990г. «Фольклор для маленьких», с. 51
3. Журнал «Дошкольное воспитание» : №9,1995г «Русский фольклор в жизни малышей», с. 9
4. Гербова В. В. Развитию речи в детском саду. Младшая группа. М. : Мозаика-Синтез,2017г. Е. С.
5. Наглядно – дидактические пособия. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез,2008г.
6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М. ,2005.