Татьяна Саенко
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста. Поэтому ответ на вопрос, какую же работу с детьми я буду проводить, пришел очень быстро. Развитие речи в данном возрасте, на мой взгляд, одна из наиболее актуальных тем.
Маленький ребёнок. Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, облизать, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В своей работе я постаралась раскрыть взаимосвязь развития речи детей младшего возраста с развитием мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость.
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры
Актуальность проблемы
Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной в работе воспитателя, поэтому я подробно занялась ее изучением и внедрила в свою работу с детьми младшего дошкольного возраста.
Проблемой при использовании данного опыта является то, что не все родители понимают важность развития мелкой моторики у детей и её влияния на развитие ребенка. Поэтому, часто дети приходят в детский сад с очень низким уровнем развития мелкой моторики пальцев рук и необходимо уделить много времени, чтобы обучить ребенка элементарным манипуляциям с предметами.
По моему мнению, развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего детства.
А чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук, поэтому необходимо продолжать искать новые методы, приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики, общей моторики, самостоятельности, будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приёмы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
Исходя из педагогической идеи, были поставлены следующие цели и задачи:
цель:
Развивать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.
Задачи:
Обучающие:
— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;
— накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на
развитие мелкой моторики.
Развивающие :
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
— развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
— воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.
Задачи для педагога:
1. Определить оптимальное время для регулярной работы по развитию мелкой моторики рук в режиме дня в процессе организации совместной деятельности с детьми.
2. Способствовать появлению и повышению интереса детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.
3. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
4. Организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей.
5. Привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.
Основываясь на основные концепции дошкольного воспитания, в работе по развитию мелкой моторики я придерживаюсь некоторых правил:
• подбираю задания с учетом их постепенно возрастающей сложности;
• учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности;
• работу провожу регулярно, систематически;
• соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
• в процессе обучения и развития формирую у детей положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;
• работу по развитию тонкой моторики провожу в системе различных видов занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям, а главное - начиная с раннего возраста ребенка : с первых дней посещения детского сада.
Для занятий с малышами я подготовила серию игр по теме «Домашние и дикие животные», с которыми и хочу вас познакомить. Предлагаю на некоторое время стать детьми и поиграть со мной.
Дидактическая игра «Чей малыш»
Перед очередной тематической неделей мне пришла мысль создать новую дидактическую игру на развитие мелкой моторики, так как это тема моего самообразования.
Детей увлекают животные : они подражают их звукам, рассматривают их изображения и с удовольствием слушают рассказы о зверях. Эта игра познакомит детей с миром животных, поможет запомнить названия животных и их детенышей и разовьет ловкость рук.
Эту игру я сделала для детей второй младшей группы.
Что нужно: спичечные коробки, изображения животных (их можно распечатать из Интернета или вырезать из журналов, ножницы, клей.
Что делать:
• выньте спички из коробков;
• вырежьте изображения животных и их детенышей;
• на одну внешнюю сторону коробка наклейте изображения животного- мамы, на другую — животного-папы;
• откройте коробок и внутрь коробка наклейте изображение их детеныша;
• покажите и расскажите детям про этих животных, скажите, как они называются, воспроизведите их звуки. Расскажите, чем и как животные питаются. Покажите, как открыть и закрыть коробок, расскажите, где живут эти животные.
Ход игры:
коробки раскрыть перемешать.
После чего детям предлагаются основные картинки с изображением взрослых животных. ( Назови : Кто это? Чем питается? Где живет?)
Затем раскладываются изображения детенышей. (Назови кто это? Предлагается найти его маму. Назови как зовут его маму)
Дети находят детеныша и помещают его в коробок с соответствующей картинкой.
Цели :
-Закреплять названия домашних животных, птиц и их детенышей;
- учить детей образовывать слова, обозначающие названия детенышей, с помощью суффиксов -ат, -ят,-онок, -енок;
- закреплять знания детей о пользе домашних животных;
- закреплять понятие "Домашние животные", "Домашние птицы"
- закреплять понятия об образе жизни домашних животных и домашних птиц;
- закреплять знания детей о пользе домашних животных и домашних птиц;
-развивать мелкую моторику пальцев рук.
Дидактическая игра «Где моя мама?»
Пазлы - увлекательное и интересное занятие для детей. Они развивают логическое мышления, мелкую моторику. Малыш берет детали пазлов пальчиками, перекладывает их, перебирает, собирает в целостную картину.
Они способствуют тому, что малыш учится представлять предмет, картину в пространстве, не видя ее перед глазами. Таким образом у ребенка развивается фантазия, когда он способен придумывать что-то или представлять то, чего в данный момент нет перед ним.
Ну и конечно учат пониманию того, что все в этом мире состоит из частей, деталей. И если их собрать вместе, правильно подобрать одну к другой, то получится реальный предмет, целостная картинка.
Цель игры:
-формировать представления о диких животных и их детенышах, их отличительных признаках, месте обитания, развивать умение имитировать "голоса животных".
-развивать мелкую моторику пальцев рук,
-развивать логическое мышление, фантазию,
- Расширять, обогащать и активизировать словарный запас детей по теме
-Вызвать интерес детей к жизни животных леса; формировать заботливое отношение к животным.
Дидактическая игра по развитию речи
«Домашние и дикие животные»
для детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
- расширять и закреплять знания детей о диких и домашних животных, среде их обитания, умение различать животных по внешнему виду;
- развивать речь, внимание, память;
- упражнять в правильном воспроизведении звукоподражании;
- формировать представления об окружающем нас мире;
- воспитывать гуманное отношение к животным;
- воспитывать умение детей действовать : совместно с детьми, самостоятельно играть рядом с детьми
Эта игра помогает детям не только научиться классифицировать животных на диких и домашних, но и развивает мелкую моторику рук, внимание и логическое мышление. Так как ребенок должен думать о том, куда он прикрепит животное. Например, домашнее животное поросенок не может взобраться на забор, а дикое животное белка не может жить в пруду.
Также, это пособие способствует обогащению лексического словаря и активизации речи ребенка.
Благодаря этой игре дети с удовольствием закрепляют понятия "диких" и "домашних" животных и их среде обитания.