Папки-передвижки

Развитие речи детей через знакомство с окружающим миром

Жанна Гришкина
Развитие речи детей через знакомство с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Развитие речи детей через знакомство с окружающим миром»

Подготовила: воспитатель Гришкина Ж. А.

Темочки:

Становление речи — одна из ведущих линий развития ребенка в раннем возрасте. Ребенку в дошкольном возрасте предстоит овладеть всеми формами родного языка, научиться произносить все звуки, накопить многотысячный словарь, усвоить грамматический строй речи, научиться связно, логически рассказывать. Чтобы решить все эти задачи, необходимо знать особенности развития речи на каждом возрастном этапе и, прежде всего, понимать, что речь ребенка надо развивать своевременно, с самого раннего возраста. Взрослый должен помочь малышу открыть окружающий мир, т. к. знакомя ребенка с окружающим, помогая получить яркие, живые впечатления и достоверные представления о нем, тем самым развивает и обогащает речь ребенка.

Одними из главных задач воспитания детей 2–3 года жизни инновационной программы дошкольного образования от рождения до школы — (под редакцией Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой) являются: обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком; расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря. Условно третий год жизни можно назвать периодом «Меня понимают все». Что это значит? Функции речи расширяются, и она становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с детьми. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды жизни.

Дети третьего года жизни очень активно начинают интересоваться окружающим миром : наблюдение за деятельностью людей, соприкосновение с миром природы. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирования его речи. Для того чтобы дети смогли приобрести необходимые для их развития сведения, представления, педагог должен руководить процессом познания ребенком окружающих его явлений, отбирать воспитательно-ценные и вместе с тем доступные и интересные для детей явления. Поэтому составляя план работы с детьми, подбираются материалы, конспекты занятий. В связи с тем, что малыши рассказывание лучше воспринимают, чем чтение, педагогу тщательно нужно готовиться к каждому занятию, стараясь выразительно передать содержание произведения. Постепенно привлекать и детей к рассказыванию сказок, потешек, небольших стихотворений. Начинать с простого воспроизведения знакомых сказок («Курочка Ряба», «Репка»). Иногда после рассказывания сказки прибегая к ее последующей драматизации. Если ребенок самостоятельно начинал сказку, а затем испытывал затруднение, в пересказ обязательно должен подключиться педагог. Практика показывает, что лучше напомнить ребенку текст, чем задавать вопросы. После пересказа сказок перейти к коротким рассказам. Рассматривали иллюстрации к произведению до или после рассказывания. Кроме рассказывания по художественному произведению проводить с детьми занятия по рассматриванию игрушек и картин в форме дидактических игр («Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?»). При организации таких занятий использовать прием сравнения. Подбирать игрушки — одинаковые по назначению, но отличающиеся внешним видом (медвежонок большой и маленький, разного цвета и т. п. Рассматривание строить на вопросах, обращая внимание детей на размеры игрушки, форму, цвет.

Итак, материал для развития речи ребенка дает, прежде всего, знакомство с окружающим миром, причем в разных формах. Это, например:

наблюдение;

практическое знакомство с предметным миром и природой;

чтение и обыгрывание сказок, стихов, песен, доступных пониманию детей;

работа с картинками – рассматривание, называние предметных картинок, составление рассказов по сюжетным картинкам и сериям картинок;

просмотр мультфильмов, телепередач, слайдов и пр. ;

беседа, сюжетно-ролевая игра – расширение и уточнение представлений о социальной действительности;

экскурсии, посещение цирка, театра, кино;

специальные занятия по развитию речи.

То, насколько разнообразной, интересной, познавательной, полной будет информация о мире, который окружает ребенка, во многом зависит от родителей и педагогов. В дошкольных учреждениях знакомство с окружающим миром проходит в форме специальных занятий по темам, перечисленным в программах. Вот основные из этих тем:

сезонные изменения в природе: признаки времен года, погода, наблюдение за объектами живой и неживой природы; овощи, фрукты, ягоды; растения: деревья, цветы, комнатные растения, полевые растения; грибы, орехи, семена; животные домашние и дикие; птицы домашние и дикие; насекомые; рыбы; дом, квартира, комната; улица, правила дорожного движения; город и деревня; одежда и обувь; мебель; посуда; транспорт; профессии и занятия людей; сведения о человеке: первоначальные сведения о себе и своей семье, и др.

Эти темы составляют фундамент представлений ребенка об окружающем мире, который можно постоянно надстраивать – расширять и дополнять. Насколько обширны и разнообразны познания ребенка, во многом зависит от воспитания и образования семьи: беседуют ли родители с ребенком; учат ли наблюдать за миром вокруг; организуют ли поездки и путешествия; походы в театр, кино, цирк; какие книги покупают ребенку, какие телепередачи разрешают смотреть. Деятельность по развитию речи и знакомству ребенка с окружающим миром тесно переплетаются между собой. Поэтому, советую всем педагогам объединить ваши усилия в работе с родителями в данном направлении, желаю вам успехов!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с природой» Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Знакомство с природой». Подготовил воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида №221.

Фотоотчёт о занятии по ознакомлению детей с окружающим миром во второй младшей группе «Знакомство с профессией врача»Фотоотчёт о занятии по ознакомлению детей с окружающим миром во второй младшей группе «Знакомство с профессией врача» Задачи: - познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры; учить отвечать на вопросы; - воспитывать уважительное отношение к.

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Цветочная клумба»Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Цветочная клумба» Цель: Формирование у детей знаний о летних изменениях в природе. Задачи: 1. Закреплять у детей знания о лете, о цветах; 2. Формировать у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей через знакомство с окружающим миром
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 09:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей через знакомство с окружающим миром» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Гришкина (УИ 220560) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД