снежана листопад
Педагогический проект «Развитие речи средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
Развитие речи через театрально-игровую деятельность.
Задачи проекта :
-Развитие звукопроизношения, слуховой памяти и фонематического слуха
-Развитие артикуляционного аппарата
-Развитие речевого дыхания, воспитание силы, высоты и тембра голоса
-Формирование правильного произношения звуков формирование правильного темпа речи и интонационно выразительности речи
Публикация «Педагогический проект „Развитие речи средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
-Формирование грамматического строя речи
-Обогащение и расширение словарного запаса
-Формирование связной речи
-Развитие моторики
-Развитие познавательной деятельности, инициативности, подражательности, имитационные и творческие способности; двигательной активности; умения выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию.
Принципы содержания:
1. Принцип дифференцированного подхода предполагает оказание дифференцированной помощи каждому ребенку, учитывая зону ближайшего и актуального развития. При использовании дифференцированного подхода каждый ребенок должен получать конкретный результат.
2. Принцип системности ориентирует на раскрытие целостности данного проекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение этих связей в единую теоретическую картину.
3. Принцип деятельностного подхода отражает специфическую форму отношения к организации деятельности детей, направлен на открытие им нового. Деятельностный подход позволяет выделить мотив –цель –средства -результат деятельности.
Содержание проекта.
Подготовительный этап.
Реализация проекта началась с организации театрально - игровой среды в группе. Подобрали игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы. Для музыкального оформления спектакля в группе стоит рояль, есть магнитофон. Оформлены театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. В группе есть стойка для элементов костюмов, простые декорации, бутафория, ширмы для кукольного и настольного театра.
Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии. На занятиях созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. Также при условии, если родители принимают активное участие в реализации проекта, оказывают помощь педагогу. Работа имеет интегрированный характер. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, на занятии дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры и т. д. В гости приглашаются логопед, психолог, руководитель изостудии. Некоторые занятия, подвижные игры, повторение ролей и т. д. предусматриваются на улице. Предусмотрены консультации педагога изостудии, психолога и логопеда, педагогами дополнительного образования.
Работа по подготовке к спектаклю проходит в несколько этапов.
Подготовительный этап длиться на протяжении длительного времени перед, в процессе и после постановки. Включает всю работу по развитию речи в театрализованной деятельности :
Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
Игры - драматизации
Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т. д.
Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации
Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей
Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого
Подвижные речевые игры с персонажами сказок
Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия.
Интеграция с художественно-эстетической областью развития : рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография, монотипия, диотипия, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т. д. Музыкальное сопровождение спектаклей и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку
Интеграция с познавательной областью развития : конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние ( например: волшебный мешочек)
Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы, без которой данный проект был бы невозможен
Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.
Реализация проекта.
Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, пробование ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.
Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
Выразительное чтение литературного произведения
Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)
Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).
Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.)
Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль
Распределение ролей
Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки
Работа над ролью
составление словесного портрета героя
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр
сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя
работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста
- работа над речью
работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации
- работа над характером роли
- работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли
Третий этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.
Заключительный этап.
Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.
Заключение.
Данный мини-проект разработан для воспитателей ДОУ. Созданная информационно-методическая, иллюстративная и игровая база проекта может использоваться как на занятиях так и в совместной с детьми деятельности, а так же в работе с родителями.
Реализация проекта помогает создать комплексную систему, сочетающую работу с детьми по развитию речи, расширение диапазона ознакомление с произведениями художественной литературы, развитие художественно-творческих навыков в контексте отдельно взятой темы.
Реализация проекта обогащает знания самого педагога, повышает уровень компетентности педагога в использовании методов развивающего обучения.
В ходе работы по проекту у детей повышается познавательная, мыслительная, творческая активность. Происходит сплочение детско-родительских отношений, улучшается качество воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом в данном мини-проекте заложено активная созидающая функция, поскольку происходит саморазвитие педагога и всестароннее развитие его воспитанников.