ирина матвейчук
Проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
Публикация «Проект „Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Цель: Коррекция, развитие и профилактика речи детей-дошкольников, имеющих недостатки развития, через использование театральной деятельности и сказкотерапии. Развитие звукопроизношения, слуховой памяти и фонематического слуха
Развитие артикуляционного аппарата
Развитие речевого дыхания, воспитание силы, высоты и тембра голоса
Формирование правильного произношения звуков формирование правильного темпа речи и интонационно выразительности речи
Формирование грамматического строя речи
Обогащение и расширение словарного запаса
Формирование связной речи
Развитие моторики
Развитие познавательной деятельности, инициативности, подражательности, имитационные и творческие способности; двигательной активности; умения выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию
Задачи:
1. Развивать связную речь детей.
2. Подводить к умению:
• выразительно интонировать голоса героев сказки;
• использовать образные выражения при пересказе сказки;
• выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев
сказок.
3. Совершенствовать:
• лексико-грамматические средства языка;
• звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество
логопеда с детьми и друг с другом, создать, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность профилактики и развитие речи детей дошкольного возраста через театрально – игровую деятельность;
5. Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные
переживания, связанные с речевой неполноценностью.
6. Вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад». создать комплексную педагогическую технологию, включающую формирование всей речевой системы на основе мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники – конкурсы.
7. Повысить культурный уровень дошкольников, организовать длительное воздействие ребенка с элементами театрально - игровой деятельности и методами развития речи; углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
Новизна проекта.
Использование новых форм в логопедической работе: сказкотерапии и театральной деятельности в нашем дошкольном образовательном учреждении, использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи,создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность; совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей;
Структура проекта
1 этап Подготовительный Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений. Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, пробование ролей. Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.
2 этап Практический. Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач связанных с развитием речи, их готовность к работе. Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
Выразительное чтение литературного произведения
Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)
Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).
Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.)
Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль
Распределение ролей
Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки
Работа над ролью
составление словесного портрета героя
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр
сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой, анализ придуманных поступков героя
работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста
- работа над речью
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации
- работа над характером роли
- работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли
3 этап Формирующий Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью. Третий этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.
4 этап АНАЛИТИЧЕСКИЙ Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.