Юлия Амелина
Родительское собрание в старшей группе «Как устранить ошибки в речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Карта – схема родительского собрания
Дата проведения:
Время проведения:
Место проведения:
Продолжительность:
Тема: «Как устранить ошибки в речи детей?»
Возрастная группа : Старшая группа
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Как устранить ошибки в речи детей“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в речевом развитии детей старшей группы в домашних условиях посредством организации родительского собрания в форме мастер-класса.
Задачи:
1. Рассмотреть с родителями проблемы речевого развития и обсудить советы пути их решения; познакомить родителей с понятиями фонематическое восприятие и слух, предоставить вариант организации совместной деятельности в домашних условиях;
2. Вовлечение родителей в создание пособия «Где стоит и как звучит?» и поддержание их образовательной инициативы в организации совместной деятельности в условиях семейного воспитания;
3. Обеспечить единство подходов при формировании речи детей, между детским садом и семьёй.
Форма проведения: мастер-класс
Участники:
• Родители
• Воспитатель
Подготовка воспитателя к родительскому собранию :
• Определение темы
• Создание сценария
• Подготовка презентации
• Создание бэйджиков
• Подготовка необходимого оборудования
Содержание родительского собрания :
Добрый вечер, дорогие родители! Спасибо вам, что смогли найти время и прийти на нашу с вами встречу. Наше собрание мне хотелось бы начать с цитаты Л. С. Выгодского «Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается». Как вы понимаете смысл этой цитаты? Да, вы правы, так же эта цитата подразумевает, что систематическое обучение связной речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Согласны ли вы с данным высказыванием? Тогда предлагаю начать наше родительское собрание по теме : «Как устранить ошибки в речи детей?» форма проведения мастер-класс.
Сегодня я предлагаю рассмотреть такие вопросы как:
1) Проблемы речевого развития
2) Фонематическое восприятие
3) Изготовление пособия «Где стоит и как звучит»
Предлагаю начать
Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.
Как вы понимаете что такое речь? Да вы правы речь это способ, передавать свои мысли другим людям, способ общения. Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.
К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:
1. Первой проблемой является бедный словарный запас детей. Как вы считаете, с чем это связанно? Вы абсолютно правы. Зачастую ребёнок больше времени проводит в компьютере или телевизоре, нежели в общении с родителями, совместное чтение сказок так же ушло на второй план. И из-за этого страдает речь ребёнка.
2. Второй проблемой является недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие:
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи, в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня);
Как вы считаете, зачем ребёнку нужно развивать фонематический слух?
Фонематическое восприятие – звуковой анализ, лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове.
3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;
4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;
5. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).
Как вы считаете, с чем связанно возникновение всех этих ошибок? Вы абсолютно правы. Зачастую ребёнок больше времени проводит в компьютере или телевизоре, нежели в общении с родителями, совместное чтение сказок так же ушло на второй план. И из-за этого страдает речь ребёнка. Ольга Петровна попробуйте сделать небольшой вывод о нарушениях в речи детей. Да я с вами полностью согласна, в процессе общении ребёнка со взрослым, ребёнок учиться, а взрослый в свою очередь должен подавать пример правильной и чистой речи. Но для устранения проблем в фонематическом восприятии простого общения недостаточно. Именно поэтому предлагаю подробнее рассмотреть эту проблему. Ведь подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Какие ассоциации у вас возникают с словом грамота? Хорошо!
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
На начальном этапе следует привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, важно донести до ребё нка следующее: когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.
Помимо расположения звуков в слове, важно донести до ребёнка мысль о том, что звуки бывают разные. Научить детей характеризовать эти звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук, правильно употреблять соответствующие термины.
В детском саду созданы все условия для развития фонематического слуха детей. На занятиях мы уже познакомились с терминами гласный и согласный звук, твёрдый и мягкий, звонкий и глухой и научились их понимать. Но для того чтобы обучение детей на занятиях было более эффективным важно закреплять эти знания в условиях семьи.
Напоминаю вам, что формат проведения сегодняшнего собрания мастер класс. Давайте вместе создадим пособие, которое поможет детям в развитии фонематического восприятия и слуха. Посмотрите на образец, пособие называется «Где стоит и как звучит?».
Обратите внимание, у вас на столах есть всё необходимое для создания данного пособия: один лист цветного картона, 2 заготовки больших кармашков и 12 заготовок маленьких кармашков, набор картинок, алфавит, схемы слов. Обратите внимание на схемы слов, как вы думаете, что обозначает квадратик и по какому принципу он расположен в схеме? Верно это звук, место в схеме обозначает место в слове. Как думаете что обозначают цвета квадрата? Вы правы они обозначают виды звуков согласные твёрдые- синие и мягкие-зелёные, и красные-гласные. Так же нам понадобятся ножницы и клей.
1) Для начала нужно взять схемы слов и приклеить их на маленькие кармашки. На большие кармашки мы приклеиваем картинку с изображением группы разных предметов, на второй кармашек приклеиваем картинку с изображением нескольких букв.
2) Приклеиваем наши кармашки на лист картона. Маленькие кармашки располагаем вверху листа, как на образце. Для начала располагаем все кармашки со схемами, где звук твёрдый, потом все схемы, где звук мягкий, и в конце схемы с гласным звуком.
3) Далее мы вырезаем все картинки и фигуры по их форме. Картинки складываем в кармашек с картиной, а буквы в кармашек с картинкой букв.
Наше пособие готово! Давайте я покажу вам как его можно использовать с ребёнком. Кто поможет мне и сыграет роль ребёнка? Хорошо Ольга Сергеевна это будете Вы. Так как вы играете в данный момент роль ребёнка, я буду обращаться к вам неформально.
Оля у меня есть для тебя интересная игра, она называется «Где стоит и как звучит?», давай вместе сыграем в неё. Посмотри, что ты видишь перед собой? Ты да это игровое поле с кармашками. Что расположено на маленьких кармашках? Ты права это схемы слов. Давай их рассмотрим. Как вы думаешь, что обозначает квадратик и почему он всегда по-разному расположен в схеме? Верно это звук, место в схеме обозначает место в слове. Как думаешь, что обозначают цвета квадрата? Ты правы они обозначают виды звуков согласные твёрдые- синие и мягкие-зелёные, и красные-гласные. Посмотри, внизу листа есть ещё два больших кармашка, в одно из них расположены картинки предметов, в другом буквы. Для игры нужно вытащить из кармашков карт инку и букву. Какой предмет ты вытащила, да это стул. А какая буква тебе попалась? Да это буква л. Ты помнишь, какой звук она издаёт? Правильно звук [л]. Скажи звук [л] согласный или гласный? Да, ты права звук [л] согласный. Есть ли в слове стул звук л? Да ты права, давай я произнесу это слово ещё раз, а ты скажешь в какой части слова он расположен. Всё верно он находится в конце слова. Скажи в этом слове он твёрдый или мягкий? Ты права звук [л] твёрдый. Попробуй найти схему подходящую к этому слову. Ты права, давай положим картинку в кармашек с этой схемой. Если буквы не оказывается в слове, мы кладём её обратно в кармашек и вытаскиваем новую букву.
Подводя итоги нашего собрания, я предлагаю принять решение родительского собрания, обратите внимание на экран.
1) Необходимо развивать речь ребёнка, пополнять его словарный запас, подавать личный пример грамотной и культурной речи.
2) Применять пособие «Где стоит и как звучит?» для развития фонематического восприятия и слуха.
Уважаемые родители вы согласны с решением родительского собрания? (Личные обращения) Спасибо!
В заключение хочется процитировать высказывание актёра и педагога Константина Сергевича Станиславского «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку, - можно творить». Наша встреча подошла к концу. Надеюсь, что Вы узнали для себя и своих детей много нового и интересного.
Спасибо за внимание. До новых встреч. До свидания.