Зубкова Марина
Развитие представлений детей среднего дошкольного возраста о количестве и счете предметов
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения, отражается и на развитии детей дошкольного возраста. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума. В связи с этим при подготовке к школе важно познакомить ребёнка с основами счёта, основными математическими понятиями. В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разные по характеру ситуации, требующие элементарных математических представлений у детей. Чем лучше ребёнок овладевает ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Основным понятием элементарной математики в детском саду и основной количественных представлений дошкольника является понятие числа. Счет - одно из ведущих понятий в математике.
Счет, по определению А. В. Белошистой, это «действие по значению глагола «считать»; вычисление, определение каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел».
Основоположники системы математического образования дошкольников Я. А. Коменский и И. Г. Песталоцци считали, что основы арифметики можно заложить уже на третьем году жизни, когда дети начинают считать до пяти, а впоследствии до десяти.
В педагогических сочинениях отца русской дидактики К. Д. Ушинского говорится, что, прежде всего, следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах : на пальцах, орехах, веточках и т. д. Считать следует учить назад и вперед так, чтобы дети с одинаковой легкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы.
Представления о количестве и счете у дошкольников начинаются с формирования дочисловых количественных отношений : равенство – неравенство предметов по величине, равенство – неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения «больше», «меньше», «поровну». Только после этого начинается обучение его счету, дается представление о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.
Счетная деятельность, по мнению Т. И. Ерофеевой, – это «действия с конкретными множествами; это установление взаимно однозначного соответствия между числами натурального ряда и элементами множества».
В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова пишут о том, что «…упорядочение чисел у детей 3 – 4 - летнего возраста происходит следующим образом: увеличивается отрезок запоминания последовательности числительных, дети начинают осознавать, что каждое из слов-числительных всегда занимает свое определенное место, хотя они еще не могут объяснить, почему три всегда следует за двумя, а шесть – за пятью».
Исследователи отмечают, что «в процессе освоения счета и сравнения двух групп предметов по количеству у детей формируется представление о числе как показателе равночисленности множеств на основе выделения общих качественных и количественных признаков. Счет – первая и основная математическая деятельность, основанная на поэлементном сравнении конечных множеств.
А. М. Леушина охарактеризовала этап формирования счетной деятельности у детей 5-го года жизни – ознакомление детей с образованием чисел (добавили еще один предмет, и их стало поровну — по два, по три, четыре и т. д.). Дети на данном этапе учатся считать предметы, пользуясь словами-числительными, сначала в пределах пяти, а уже позднее (5-6 лет) усваивают счет (прямой и обратный) и в пределах 10.
Е. В. Колесникова отмечает, что «в ходе упражнений по количественному сравнению групп предметов педагог показывает детям разные способы обозначения какого-либо количества».
Л. И. Плаксина считает, что обучение детей 5-го года жизни умению отсчитывать, выкладывать или приносить определенное количество предметов надо сначала проводить по образцу, и только затем – по названному числу.
Таким образом, все авторы отмечают важное значение формирования счетной деятельности у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.
Задачи нашей работы:
- развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету,
- формировать умение считать до пяти (на основе наглядности,
- формировать представления о порядковом счете, учить отвечать на во-просы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»,
- формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета,
- развивать умение отсчитывать предметы из большего количества в пределах пяти.
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, для реализации поставленными задач мы разработали перспективный план дидактических игр и упражнений.
Для упражнения детей в сравнении двух групп предметов использовали игры «Выложи столько же», «Овощи на тарелках», «Мухоморы», «Кубики в коробке».
Для развития у детей умения считать в пределах пяти - дидактические игры «Варим варенье», «Осенние листочки», «Арбузное настроение», «Угадай сколько?», «Игрушки на ёлку», «Посчитай звуки», «Чудесный мешочек», «Пуговки», «Ходилочка».
Для упражнения в понимании порядкового значения числа – дидактиче-ские игры «Который по счету?», «На котором месте?», «Поезд», «Магазин игрушек», «Солдаты», «Матрешки», «Парковка», «Самолеты».
Проведенные игры способствовали не только повышению эффективности работы по формированию количественных представлений у наших воспитанников, но и развитию интереса детей к математике, счетной деятельности. Приобретенные представления дошкольники использовали в самостоятельной деятельности: в процессе сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Путешествие», «Почта», двигательной деятельности «Самый меткий», «Кегельбан», «Прыгалки», в самостоятельной художественной деятельности (рисование, лепка, аппликация, в конструировании (отсчет нужного количества деталей) и т. п.