Пронюшкина Нина Валентиновна
Консультация для родителей «Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников в семье»
▼ Скачать +Заказ
Старший дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобладают вопросы «Зачем», «Почему» «Как» и дети сами пытаются найти ответы на эти вопросы.
В процессе развития детей познавательный интерес детей выступает как средство обучения ребенка. Это выражается в самостоятельном поиске интересующей информации, в стремлении узнать новое, где, что и как происходит.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников в семье“» размещена в разделах
Для того чтобы поддерживать интерес детей к познавательному экспериментированию необходимо:
-Не отмахиваться от желания ребенка. Так как в основе любого желания лежит любознательность
-Не отказываться от совместных занятий с ребенком. Дети не могут развиваться без участия взрослых
-Не запрещать без объяснений. Запреты сковывают самостоятельность и активность. -Если вы что- то запрещаете, то обязательно объясните, почему запрещаете. Помогите разобраться, что можно и как можно.
-Не указывать на недостатки и ошибки деятельности малыша так как это приводит к потере интереса к этому роду деятельности.
-Поощрять любопытство,это вызовет потребность в новых впечатлениях. Любопытство порождает любознательность, потребность в исследовании.
-Предоставлять возможность малышу действовать с различными предметами и материалами.
-Поощрять желание экспериментировать с разными предметами.
-Побуждать ребенка доводить начатое дело до конца. Положительная оценка взрослого очень важна для него.
-Проявлять заинтересованность к деятельности ребенка. Беседовать с ним о целях,его намерениях, о том каким путем добиться желаемого результата.
Проведение экспериментов надо рассматривать не как развлечение, а как один из методов ознакомления детей с окружающим миром. Это очень эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты объединяют все стороны воспитания и все виды деятельности.
Причиной непослушания ребенка:
-Несостоятельность родителей. Родители чаще всего от бессилия кричат на непослушных детей, они просто не знают других способов воздействия, так как не имеют позитивного опыта своих семей. Крик же не вызывает в детях желание слушаться, а только усугубляет ситуацию.
-Непоследовательность и несогласованность в требованиях В семье не установлены четкие правила – одни и те же действия ребенка могут вызвать различные реакции взрослых: бабушка разрешает, папа запрещает, а реакция мамы зависит от настроения. Совершенно естественно, что ребенок не понимает, как себя вести : вчера так было можно, а сегодня нельзя
-Несоответствие требований возможностям ребенка. Родители часто предъявляют к детям завышенные требования, не учитывая их возможности и возрастные особенности.
Естественно, что дети не выполняют требований, потому что не могут и обижаются на не справедливое отношение, на невыполненные обещания, на сравнения с другими детьми.
Большое количество запретов. Взрослые считают, что мир окружен опасностями и пытаются обезопасить детей с помощью большого количества запретов. Постоянные замечания,нельзя, замечания и придирки взрослых вызывают ощущения беспомощности. Неудивительно, что у многих детей такое отношение вызывает протест с желанием нарушать запреты.
-Дефицит внимания со стороны взрослых. В наш век занятости родителям не всегда удается найти время для полноценного общения с детьми. Они не могут, а нередко не хотят общаться с детьми : чтение книг заменили мультфильмам, а на смену общим играм пришли компьютерные. Однако потребность в общении с родителями у детей осталась и они пытаются завоевать внимание родителей любыми способами включая нарушения дисциплины.
И еще:
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала.
Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество.
Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве.
Что такое творческие способности?
Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
• стремление к познанию;
• умение познавать новое;
• живость ума;
• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
• стремление к открытиям;
• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
• свободное воображение;
• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
С чего начать?
Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.
Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка.
Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения.
Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.
Что способствует развитию творческой активности у ребенка?
На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности:
• Окружающий мир (совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте; рассказы о животных и растениях; объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг; ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.)
• Развивающие игры и игрушки (покупайте детям настольные развивающие игры; у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек; они должны соответствовать их возрасту; мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант. Играйте с детьми в словесные игры, например: «весёлые рифмы», «опиши предмет»-придумать как можно больше прилагательных, «угадай по описанию животное», «придумай другой конец сказки», «крокодил»-отгадать предмет без слов с помощью мимики и жестов.)
• Рисование
• Лепка (лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей + к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию; вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки; после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры; пластилин должен быть ярким и мягким.)
• Чтение (книги должны быть подобраны по возрасту и интересам; старайтесь знакомить ребё нка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами; берите малышей с собой в библиотеку; книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности; тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по рол ям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность: обычно этот метод нравится деткам любого возраста)
• Музыка.
• Аппликация.
Создание условий в семье для развития
творческих способностей ребенка
Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:
• Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
• Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
• Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).
• Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска : пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.
• Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
И главное: Помогайте ребенку. порой полагаться в познании на риск и интуицию : наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.