Елена Жоголева
Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментирования». Игра «Что? Где? Почему?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Оборудование.
Компьютер, мультимедийный проектор, стол с секторами, вращающаяся стрелка, конверты с заданиями для педагогов, набор оборудования для проведения опытов.
Ход игры
-Добрый день, уважаемые коллеги.
Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментирования“, Игра „Что? Где? Почему?“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут по-особому, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем взрослые. Почему?
Да потому, что дети – прирождённые исследователи. Подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Любознательные дети,
Все желают знать на свете.
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учиться и учиться.
Тема нашей встречи «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством экспериментирования».
Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное. Он изучает все, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Каждый день приносит ему много открытий. Часто элементарные вещи непонятны детям. Они задают много вопросов. Но на все ли вопросы нужно отвечать сразу? Ответы на какие-то из них разумнее и интереснее получить опытным путем. Для этого и существует детское экспериментирование.
Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к познанию окружающего мира, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Познавательно-исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, в ходе практической деятельности с ним.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Сейчас я предлагаю вам игру «Что? Где? Почему?». Для игры нужна команда в составе пяти человек. Игра будет проходить в несколько этапов.
Начнем нашу игру с блиц-опроса.
1 этап
Блиц опрос
1. Прибор для измерения времени? (Часы)
2. Почему облака могут плыть по небу, не падая на землю? (Потому что их поддерживает поток воздуха, направленный от земли).
3. Какой снег растает быстрее – чистый или грязный? (Грязный)
4. Почему лёд не тонет? (Он легче воды)
5. На каком склоне оврага снег тает быстрее: на северном или на южном?
6. Газообразное состояние воды? (Пар)
7. Что такое лёд. (Вода в твёрдом состоянии)
8. Что произойдёт с расчёской, если потереть ею о сухие волосы?
9. Почему растения с крупными листьями нужно поливать чаще, чем с мелкими? (Чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать).
10. Если жёлтый мяч кинуть в Чёрное море, каким он станет? (Мокрым)
11. Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились? (Весы)
12. Любой, кто его возьмёт, иголку в сене найдёт? (Магнит)
2 этап игры
«Объяснялки» от детей (звукозапись).
Педагогам предлагается покрутить барабан, выбрать сектор, прослушать запись рассуждений детей и угадать о чём идёт речь.
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (Лаборатория).
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент).
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (Океанолог).
4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (Вулканолог).
5. Это такой прибор, в который, если смотришь на что-то очень маленькое, оно становится большим. Он похож на бинокль. У меня дома и в детском саду они игрушечные, а в школе настоящие. (Микроскоп)
6. Это такая стеклянная трубочка, в нее постоянно что-то наливают, добавляют порошок, в ней все шипит, булькает, меняет цвет. С ней нужно быть очень осторожным. (Пробирка)
Музыкальная пауза
Педагогам предлагается прослушать мелодию песни и назовите объект экспериментирования.
(«Ветер с моря дул» Натали, «Вижу тень наискосок», В. Маркин, «Море» Ю. Антонов, «У леса на опушке»)
3 этап
«Опыты и эксперименты»
Педагоги крутят барабан, выбирают сектор с названием опыта, проводят опыт, делают вывод.
«Засохшие цветы»
Оборудование: емкость с водой, цветы из бумаги с закрученными лепестками.
Что происходит с растениями, когда им не хватает воды?
Наши цветы засохли. Их нужно срочно спасти. Как это сделать?
Подтвердите это с помощью опыта и сделайте вывод.
Опустить цветы на воду. Лепестки цветов начнут раскрываться.
Почему?
Вывод. Цветы сделаны из бумаги. Бумага впитывает в себя воду, становится тяжелее и лепестки раскрываются.
«Подводная лодка»
Оборудование: стакан со свежей газированной водой или лимонадом, виноград.
Опыт называется «Подводная лодка». Вы знаете, что подводная лодка может погружаться на глубину и подниматься на поверхность? Почему так происходит?
(При погружении в воду, специальные камеры заполняются водой, при поднятии на поверхность, камеры заполняются воздухом).
В роли подводной лодки используем ягоду винограда.
Бросьте в стакан со свежей газированной водой ягоду винограда.
Ягода будет выполнять роль подводной лодки, то опускаться на дно, то подниматься на поверхность. Что происходит?
(Ягода чуть тяжелее воды, она опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что ягода всплывет.
На поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая ягода вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется»).
Вывод. Воздух легкий, он поднимает виноградинку на поверхность.
«Как заставить холодную воду закипеть».
Оборудование: стакан с водой, лимонная кислота, сода.
Чтобы вода закипела, мы используем разные нагревательные приборы.
Можно ли заставить закипеть холодную воду, не используя нагревательных приборов?
Налейте в стакан немного воды, примерно 1/3 стакана, добавьте 1 ч. л. лимонной кислоты, затем аккуратно добавляем 1 ч. л. соды и наблюдаем. Что произошло? (Вода «закипела», при этом стакан остается холодным). Почему так произошло?
Вывод. Сода с уксусом вступают в реакцию, при этом выделяется углекислый газ в виде пузырьков.
«Спасательный жилет»
Оборудование: два мандарина, емкость с водой.
Опыт называется «Спасательный жилет». Какую роль выполняет спасательный жилет? (Удерживает человека на поверхности воды за счет воздуха или плавучих материалов). Проведите опыт с мандаринами, чтобы понять принцип действия спасательного жилета. Положите в воду очищенный и неочищенный мандарины. Почему неочищенный мандарин плавает, а очищенный утонул?
Вывод. В мандариновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды.
Подведение итогов игры.
-Уважаемы коллеги! Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы лишь на некоторые вопросы, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства. В заключении прошу вас оценить наш мастер-класс.
Если вы узнали, что-то новое и решили использовать представленный материал в своей работе, поднимите «солнышко».
Если вам было все знакомо, и вы уже используете этот материал в своей работе, поднимите «облачко».
Если вы считаете, что ваше время было потрачено зря, поднимите «грозовую тучу».
Я благодарю вас за продуктивную работу. Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.