Петрова Елена
Развитие познавательного интереса дошкольниками через элементы игрового экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги!
Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта на этапе завершения дошкольного образования гласят :
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Публикация «Развитие познавательного интереса дошкольниками через элементы игрового экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2023
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
И опираясь на документ Федерального государственного образовательного стандарта мы понимаем, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса детей, любознательности и познавательной мотивации; предполагает формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Т. е. форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.
На этом и основано активное внедрение элементов игрового экспериментирования в практику моей педагогической работы.
Считаю, что каждый воспитатель вправе выбирать свои методы и формы работы, технологии, но обязательно во благо ребенка. Я тоже выбрала педагогическую технологию. Это опытно-исследовательская деятельность и экспериментирование. А почему? Потому что считаю, что знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях.
Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира.
Занимаясь данной деятельностью, пришла к выводу, что опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Исходя из документа Федерального государственного образовательного стандарта, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной.
В нашей группе были созданы различные центры активности. И детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т. д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого.
Тема исследования или опыта может быть подсказана фантазией ребёнка, поэтому в центрах присутствуют довольно простые материалы: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. Которые дети используют, как предметы – заместители. Это всё хранится в нашем «сундучке с сюрпризом». А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини лаборатории «Маленький исследователь».
Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг, удивление, радость! Давайте посмотрим, как это у нас происходит (Презентация).