Анна Логовичева
Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
I. Аналитическая часть
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по развитию познавательного интереса у дошкольников посредством
экспериментирования
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования и проектирования.
Публикация «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством экспериментирования» размещена в разделах
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Л. С. Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами».
В отечественной педагогике накоплен богатый опыт изучения познавательных интересов детей в различных видах детской деятельности. Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов: например, Дыбиной О. В. «Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», Ивановой А. И.
«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Мартыновой Е. А., Сучковой И. М. «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет», Мурадовай Е. И.
«Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Я. И. Перельмана «Занимательные задачи и опыты». На основе изученных методик составила и реализовала план-программу «Маленькие исследователи», способствующую развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формированию познавательных действий посредством экспериментирования. Так же применила в работе методические рекомендации И. А. Лыковой "Цветные ладошки" с целью осуществления связи между различными видами изобразительной деятельности и экспериментированием.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике ДОУ является эффективным, очень значимыми необходимым методом развития у дошкольников навыков исследовательской деятельности, стимулирование познавательного интереса, обогащение знаний, умений и навыков.
В процессе развития дошкольников познавательный интерес играет главную роль : и как средство, которое увлекает ребенка при обучении, и как сильный мотив к длительному и интеллектуальному протеканию познавательной деятельности.
Детям очень нравятся опыты и эксперименты. Это можно объяснить тем, что в данном возрасте в основе лежит наглядно-действенное, а также наглядно-образное мышление. Экспериментирование напрямую соотносится с данными возрастными особенностями, поэтому, очевидно, что более эффективного метода развития ребенка, пожалуй, и нет.
В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, основным, а в первые три года – почти единственным способом познания и изучения мира. Своё начало экспериментирование берёт в манипулирование с предметами.
Наиболее мощно и ярко в исследовательской деятельности проявляется познавательная активность детей, которая направлена на получение новой для них информации и знаний (форма экспериментирования - познавательная, на получение результатов детского индивидуального либо коллективного творчества – новых сказок, рисунков, поделок и построек (форма экспериментирования - продуктивная). Экспериментирование в этом случае выступает как метод обучения, служащий для передачи малышам новых знаний, как форма организации образовательного процесса, являясь одним из видов познавательной активности дошкольников.
Метод экспериментирования в ДОУ имеет ряд достоинств:
- дети получают представления о различных аспектах изучаемого объекта либо явления, о его взаимоотношениях с иными объектами и со средой его обитания;
- обогащается память ребенка новыми словами и определёнными выводами, активизируются его мыслительные процессы, так как всё время возникает потребность в совершении таких операций, как анализ, классификация, синтез и т. д. ;
- развивается речь ребенка, так как ребёнку дошкольного возраста необходимо объяснять увиденные явления, формулировать и рассказывать найденные закономерности и выводы;
- происходит увеличение объема умственных приемов и операций, которые Л. Н. Прохорова рассматривает как «умственные умения».
В процессе исследовательской деятельности у ребёнка развивается эмоциональная сфера, стимулируется проявление творческих способностей, формируются трудовые навыки, а за счет увеличения двигательной активности укрепляется здоровье. Экспериментирование вызывает у ребенка устойчивый интерес к исследованию и изучению природы, поддерживает познавательную активность и любознательность малышей, помогает эффективнее воспринимать учебный материал по ознакомлению с окружающим миром, с основами математических представлений, с моральными правилами жизни в социуме и т. п.
В наиболее полном виде детское экспериментирование предполагает следующее:
1) ребёнок самостоятельно формулирует проблему, которую нужно решить;
2) предлагает вероятные решения;
3) исходя из данных, проверяет данные варианты;
4) делает выводы и подводит итоги в соответствии с результатами проверки;
5) применяет выводы к новым фактам;
6) обобщает полученные знания и умения.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные год.
1.2 Анализ условий протекания педагогического процесса, способствующего развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Для дошкольников характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются
над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Деятельность реализуется в разных формах:
- самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка – стихийно;
- непосредственная образовательная деятельность – организованная воспитателем;
- совместная работа – ребенка и взрослого – на условиях партнерства.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, были намечены этапы практического осуществления будущей работы.
В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц, на усмотрение воспитателя, и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
На первом этапе был составлен тематический план познавательной деятельности, посредством экспериментирования с материалами и веществами с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. Он включал в себя 4 раздела: свойства воды; воздух и его свойства; твердое тело: камень; песок; свойства бумаги. Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий, направленных на формирование любознательности и познавательной мотивации дошкольников : «Волшебная вода», «Путешествие в животный мир», «Знакомство с формами и веществами).
Следуя, методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, использовали опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагало активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимали активное участие. Опыт использовался как способ решения познавательной задачи. Задачу выдвигал воспитатель, она была очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требовало специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Опыт мог проходить, если задача решалась в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводилось сразу: анализировали условия протекания опыта, сравнивали результаты, делали выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживала интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращала их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта было формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждал воспитатель.
Создание развивающей предметно-пространственной среды для успешной самореализации воспитанников.
В решении поставленных задач немалую роль играла развивающая предметно-пространственная среда. Для проведения опытов и экспериментов создан уголок «Почемучка», в который оснащен: разнообразными сосудами из различных материалов разного объема и формы; природного материала (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т. д.); бросового материала (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.); подобраны: разные виды бумаги, пластилин; красители пищевые и не пищевые; приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.); медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д.); прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито); картотека опытов и экспериментов для дошкольников. Перед тем как начать работать в уголке экспериментирования, мы надеваем с детьми фартуки и подготавливаем в достаточном количестве сухие тряпки. Основная задача уголка экспериментирования - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.
Для совместной и самостоятельной продуктивной деятельности дошкольников были оформлены альбомы с образцами поделок, изготовлены карты-схемы экспериментов и исследований с пошаговой инструкцией. Оформлена постоянно действующая витрина детских работ «Мы рисуем», для воспитания у дошкольников значимости и полезности их деятельности.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность воспитанников при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.
Взаимодействие с семьей.
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
В начале учебного года, на первом родительском собрании сообщили родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовили памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.
Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.
Для родителей были проведены консультации по теме «Игры детей с песком», «Приобщение ребенка к опытно-поисковой деятельности»,
«Создание условий для экспериментирования дома», «Мир на кончике пальцев», проведен мастер-класс «Творим вместе с детьми». Были реализованы совместные детско-родительские проекты «Что нам осень подарила», в котором создали поделки, экспериментируя с различными материалами, в результате организовала выставку совместного творчества детей и родителей, что стимулировало к проявлению фантазии и оригинальности в творческой деятельности, положительному эмоциональному настрою, повышению мотивации к экспериментированию.
Провела консультацию для родителей по теме «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?», с целью повышения заинтересованности и развития познавательной активности детей. Организовала для детей и родителей мастер-класс «Творим вместе с детьми» по использованию многообразия изобразительных средств в экспериментальной деятельности, направленные на расширение кругозора и творческих способностей, в результате родителями оформили фотовыставку на тему: «Мы экспериментируем» для поддержания познавательного интереса дошкольников.
II. Проектная часть
2.1 Планирование деятельности на следующий межаттестационный период
Актуальность данной темы очевидна, так как включение дошкольников в экспериментальную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми, развивать связную речь.
Систематическая работа по познавательному развитию позволяет формировать интерес у детей к материалам и веществам, воспитывает бережное к ним отношение. Экспериментирование с материалами и веществами способствует не только познавательному развитию, но полноценному речевому развитию ребенка раннего дошкольного возраста, так как опыты сопровождаются проговариваем и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Поэтому планирую в следующий межаттестационный период развивать речь детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Игра всегда являлась и является очень важной составляющей в жизни ребёнка. В общем и целом можно сказать, что в процессе игровой деятельности ребёнок познаёт мир, реализует себя и свои способности. Особенное внимание хочется уделить дидактическим играм. Благодаря их использованию, процесс образовательной деятельности становится интересным и увлекательным. Дидактическая игра является важнейшим источником развития речи : обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает умение правильно выражать свои мысли и, конечно же, связную речь. «Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единой целое, имеет тему, выполняет определённую функцию (обычно коммуникативную, обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М. Р. Львов). Самым важным является то, что игра развивает речь, а речь организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Дидактические игры в свою очередь делятся на три основных вида: с предметами (игрушками, словесные, настольно-печатные. В играх с предметами развитие связной речи происходит таким образом, что ребёнок учится устанавливать сходство и различие предметов, сравнивать их друг с другом. Так же, неотменной связная речь является в настольно-печатных играх. Например, в играх на запоминание состава, количества и расположения картинок, дети учатся связно рассказывать о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании. Ну, и, наконец, важное значение связная речь имеет в словесных играх. Ведь играя в словесные игры, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, находят алогизмы в суждениях. Овладение связной речью происходит постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, связи и отношения, потребность в общении приводят к овладению разными типами речи – описанием, повествованием, рассуждением. И всё это в основном реализуется через дидактическую игру. При работе с детьми я столкнулась с такими речевыми проблемами, как неумение последовательно излагать свои мысли, описывать ту или иную ситуацию (предмет, правильно выстраивать диалоги и составлять предложения. Для устранения проблемы было необходимо чётко спланировать работу с детьми, в частности – правильно подобрать дидактические игры, способствующие развитию связной речи. Дидактические игры в наибольшей степени влияют на развитие связной речи, превосходя подвижные и сюжетно-ролевые игры. Для достижения наилучшего результата я использовала дидактические игры в утренней индивидуальной работе с детьми (например, игру «Рассмотри и опиши», в которой дети рассматривают и описывают предложенный воспитателем предмет, в образовательной деятельности («Придумай предложение», целью которой является научить составлять предложения со словом, заданным в определенной форме и развить речевую активность; «Хорошо-плохо, где дети рассуждают на заданную тему, а целью игры является развитие связной речи, умение высказываться сложноподчиненными предложениями», на прогулках («Какое небо? – дети рассматривают небо, описывают его, подбирая относительные прилагательные», «Кто больше назовёт действий» - дети перечисляют действия объекта, что можно было использовать в наблюдении за прохожими, за детьми соседних участков). Эти и многие другие дидактические игры способствуют развитию связной речи, ведь в игре ребёнок думает, логически рассуждает, и учится связно излагать свои мысли посредством описания, рассуждения, повествования. Некоторые игры и занятия с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата. Их использование оказалось очень эффективным, так как дети смогли научиться выстраивать диалоги, составлять связанные друг с другом по смыслу предложения, рассуждать логично и последовательно. Дошкольный возраст – это самый важный период для формирования связной речи, в котором средством формирования является дидактическая игра. Процесс обучения в каждом возрасте имеет разные формы, в данном случае дошкольник учится – играя.
Цель исследования - определить влияние дидактических игр на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу о развитии речи дошкольников посредством использования дидактических игр;
2. Преобразовать развивающую предметно–пространственную среду группы с учетом современных требований;
3 Разработать и реализовать систему мероприятий, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Заключение.
Проводя углубленную работу по экспериментальной деятельности с детьми можно сделать вывод: что это действие вызывает у детей неподделанный интерес, дети становятся активней, любознательней, внимательней. Практическая деятельность дает больше возможности узнать детям о природе, о взаимосвязи между материалами и веществами. Детский интерес проявляется и в самостоятельной деятельности детей, способствуя закреплению правил общения с природой.
Исходя из этого можно сделать вывод, что планомерная работа по развитию познавательного интнреса, посредством экспериментирования с материалами и веществами вызывает интерес у детей раннего возраста.
Практически у всех воспитанников сформировано умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи; развита наблюдательность и желание экспериментировать; сформированы представления о свойствах и качествах предметного мира. Наблюдая за детьми, видим, что экспериментирование доставляет радость и помогает повысить самооценку ребенка.
Планирую заниматься самосовершенствованием профессионального роста:
- продолжить изучение и внедрение инновационных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс;
- изучать научную и методическую литературу;
- посещать курсы повышения квалификации;
- обобщать и распространять опыт работы, проводить открытые мероприятия;
- посещать мероприятия коллег своего ДОУ и других образовательных учреждений города.