Анастасия Кулакова
Развитие познавательного интереса посредством опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Российская федерация
Свердловская область
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением познавательно-речевой деятельности
623950 г. Тавда ул. Дзержинского, 2-в телефон: (34360) 3-09-32
Познавательно-исследовательский проект
в средней группе
«Развитие познавательного интереса
через опытно-экспериментальную деятельность»
Публикация «Развитие познавательного интереса посредством опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выполнила: Кулакова А. Н.
г. Тавда 2019 г.
Содержание
1. Краткая аннотация к проекту. Актуальность проекта.
2. Участники проекта.
3. Цель и задачи проекта.
4. Предполагаемые результаты.
5. Сроки реализации
6. Материал и оборудование.
7 Список использованной литературы.
8 Этапы реализации проекта:
- подготовительный,
- основной;
-заключительный.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного интереса дошкольников.
.В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Актуальность проекта:
Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Проект позволит:
Разработать цикл мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности. Обогатить предметную среду в группе.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.
Вид проекта: краткосрочный (1 месяц, познавательный, творческий, групповой.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Сроки реализации: 1 октября-1 ноября 2019 года
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы и оборудование для опытов, картотека опытов.
Список литературы:
«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач.
Подбор методической литературы.
Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей.
Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
Составление плана мероприятий с опорой на сетку НОД.
Основной (практический)
Реализация запланированных мероприятий
Итоговый
Проведение итоговой открытой НОД. Отчет о проделанной работе и ее результатах на педагогическом совете.
Краткая аннотация:
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено :
• специально-организованное обучение;
• совместная деятельность взрослого с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы:
1. НОД;
2. Эксперименты;
3. Беседы;
4. Наблюдение и труд;
5. Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая, подгрупповая.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно-экспериментальной деятельности.
Работа с родителями
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем их к активной помощи. Так, например, было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Для просвещения родителей проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
Сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Реализация запланированных мероприятий в видах детской деятельности
Познавательная деятельность
Дидактические игры:
«Наведем порядок» познакомиться с названием формы «овал», закрепить представления об овале; закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать инициативность, речь. познакомить с новой фигурой – овал.
«Что сначала, а что потом? Ц: формировать умение восстанавливать нарушенную последовательность событий
«Геометрическое лото» Ц: формировать представления о геометрических фигурах, умении называть их цвет и форму.
НОД:
«Металл, его качества и свойства» О. В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 48 Ц: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск)
«Почему все звучит и откуда берется голос?» О. В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 40-42 Ц: Подвести к пониманию возникновения звука: колебание предметов. Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Наблюдения:
«Мухоморик – мухомор - мухоморище» рассмотреть стадии роста гриба.
«Волшебная тучка» формировать первичные представления о круговороте воды в природе.
Поисково-познавательная деятельность :
«Надувание мыльных пузырей» обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место (О. В. Дыбина. Неизведанное рядом. С. 31)
Игры с элементом проблемы «Как найти клад, не испачкав рук?», «Помоги Буратино», продолжать знакомить со свойством магнита притягивать металлические предметы
Игра с элементом проблемы «Помоги Золушке не опоздать на бал», развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
Опытно-экспериментальная деятельность :
«Цветные льдинки», формировать представления о жидком и твердом состояниях воды.
«Напои цветок», формировать представления о том, как вода поступает в стебель, листья и цветок.
«Разноцветный мир», формировать представления о том, как изменяется цвет предметов при рассматривании их через цветные стеклышки.
«Тонет – не тонет», формировать представления о свойствах предметов и материалов, зависимости плавучести предмета от материала, из которого он изготовлен.
«Поющий аквариум», заинтересовать детей в исследовательской деятельности, формировать первичные представления о происхождении звука.
«Воздушный шарик», формировать представления о том, что воздух имеет вес.
Сенсорное развитие :
Игра «Волшебный сундучок», совершенствовать восприятие детей путем активного использования осязания и обоняния.
Игра «Фрукт, я тебя знаю», закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус.
Игра «Что внутри, а что снаружи?»
ф/у определять расположение предметов внутри или снаружи чего-либо, активно использовать в речи слова «внутри» и «снаружи»
Игра «Чудесный мешочек», закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: Непрозрачный мешочек, в котором лежат игрушки и предметы из различных материалов (плюшевый мишка, глиняный козленок, деревянная матрешка, пластмассовая неваляшка, стеклянный шарик (Картотека)
Игра «Найди на ощупь», закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по теме: предметы и материалы)
Игра «Помоги Маше», формировать представления о том, что целое состоит из частей, закреплять цвет.
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.
Мы проводили опыты с воздухом, водой (льдом, песком. Дети были в большом восторге от проделанной работы.
В группе детского сада создана исследовательская лаборатория, где дети проводят простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.
Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.