Беликина Евгения
Развитие орфографической зоркости у учащихся коррекционных школ
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление учителя Беликиной Е. Г. на районном семинаре, по теме:
«Развитие орфографической зоркости у учащихся коррекционных школ».
Формирование прочных орфографических навыков у учащихся с задержкой психического развития-одна из важнейших задач изучения русского языка в коррекционной школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном отношении. У детей с задержкой психического развития данные знания, умения и навыки сформированы на среднем, а у большинства-на низком уровне. Это связано с низкой познавательной деятельностью, недостаточностью развития ВПФ (мышления, памяти, внимания и т. д., речевые и языковые нарушения, низкий уровень сформированности навыков чтения, низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью. Многие проблемы формирования грамотного письма связаны именно с методикой обучения, с ее соответствием функциональным особенностям и возрастным возможностям детей, с условиями организации учебного процесса и требованиями, которые предъявляются ребенку с задержкой психического развития. Орфографическая зоркость–это способность (умение) обнаруживать в тексте орфограммы и применять их при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость - это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой.
Темочки:
Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие). Известно, что способность замечать «опасные места при письме» на интуитивном уровне складывается у небольшого числа детей. Какие условия необходимо соблюдать, чтобы добиться успеха на пути становления у школьников орфографической зоркости? Существует 3линии овладения правописанием:
-обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;
-обучение правописанию на основе запоминания;
-обучение правописанию на основе проверки орфограммы с применением правил. Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она нелегко. У детей создается иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится за орфографическую грамотность, другие стороны, как знание грамматики, богатство словаря, речь во внимание не принимается. Из-за ошибок ученик теряет веру в себя. Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:
-углубление познавательных интересов;
-четкий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов и работ;
-использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
-повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе; положительную самооценку:
-учащиеся должны постоянно убеждаться в своем успехе;
-введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений; организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех (пусть даже небольшой).В процессе приобретения орфографического навыка можно добиться сразу нескольких целей:
1) реализуется одно из важнейших направлений работы - применение полученных знаний на практике. Это важно для письма, речи, для сознательного усвоения грамматического материала;
2) повышается самостоятельность, активность мышления учащихся : формируется умение сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать факты языка;
3) грамматический разбор становится существенным компонентом занятия русского языка и используется для закрепления и углубления знаний, для проверки умений и навыков учащихся;
4) осуществляется дифференцированный подход к различным группам обучаемых и индивидуальный - к каждому учащемуся. Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости :
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.
4. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. Учитель обязательно должен знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу, с помощью разнообразных коррекционно-развивающих упражнений и заданий. Для того чтобы выявить наиболее эффективные методы и приемы, используемые в своей работе, и влияющие на развитие орфографической грамотности, необходимо отметить индивидуальные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья:
1) недостаточный уровень внимания и памяти;
2) нарушение в звукопроизношении, связной речи;
3) недостаточность словарного запаса;
4) низкий уровень познавательной деятельности;
5) недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие;
6) низкий уровень сформированности навыка чтения;
7) трудности при образовании связей и обобщений фонетико-орфографического и грамматико-орфографического характера (умение распознавать орфограмму, подобрать проверочное слово, обосновать способ проверки). Я использую следующие приемы:
1. Письмо с проговариванием. Ученик диктует слово по слогам. Способствует развитию зрительной, слуховой, речедвигательной памяти. Этот прием закрепляет правильное написание слов. Может быть как индивидуальным, так и хоровым.
2. Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают по слогам слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Сначала комментируют сильные ученики, а потом постепенно включаются и остальные. Способствует наиболее прочному усвоению материала.
3. Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
4. Коррекционно-развивающие упражнения и задания. Этот прием способствует совершенствованию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания и памяти, формированию орфографической зоркости, языкового чутья, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления.
5. Письмо с простукиванием. Диктуя текст, постукиваю карандашом по столу, тем самым, давая знать, где «опасное место» и ученикам необходимо задуматься над правописанием слова.
6. Работа над ошибками. Также одним из примеров повышения грамотности считаю развитие зоркости при работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. При проверке работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а у более слабых учащихся неверно написанную букву зачеркиваю или подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. А также приучаю детей самостоятельно находить, исправлять и объяснить свои ошибки. Для этого использую памятку «Работа над ошибками», которая выдается каждому ученику.
7. Списывание. Этот вид списывания предполагает развитию самоконтроля, самостоятельности у детей, а также зрительной, слуховой памяти, внимания, сравнение.
8. Словарная работа.
9. Диктанты.
10. Дидактический развивающий материал (карточки по уровням). Использую на коррекционных занятиях. Позволяют самостоятельно проверить результат работы, закрепить знания по данной теме. Методы, которые наиболее приемлемы в моей работе:
По источнику знаний.
1. Словесные (объяснение, беседа, работа с учебником и книгой).
2. Наглядные (демонстрация материала).
3. Практические (упражнения).
По характеру познавательной деятельности учащихся.
1. Объяснительно-иллюстративный;
2. Частично-поисковый.
По дидактическим целям.
1. Методы изложения новых знаний;
2. Методы повторения, закрепления знаний;
3. Методы применения знаний;
4. Методы контроля.
Также в своей работе по развитию орфографической зоркости у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, я применяю современные педагогические технологии. Технология разноуровневого обучения (предлагаются варианты дифференцированного обучения).Игровые, здоровьесберегающие технологии.
Целенаправленная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.