Светлана Гукова
Развитие моторных навыков для формирования речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель средней группы:
Гукова С. А.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Развитие моторных навыков для формирования речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Становится очевидным, что в последнее время увеличилось количество детей, имеющих недостаточно развитую как общую, так и мелкую моторику, нарушения речи. Учитывая, что полноценная речь является необходимым условием для успешной социализации ребенка, необходимо как можно раньше начать её коррекцию. От своевременного формирования правильного произношения, зависят общая культура речи, и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, а в дальнейшем успешное усвоение школьной программы.
Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей.
Крупная моторика является основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему-то мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил! Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в обучении. Все дело в том, что в пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь.
Цель: Достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи :
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста с помощью разнообразных методов и приемов.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования специальных творческих заданий, требующих активных движений пальцев.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Система работы представлена по следующим направлениям:
1. В непрерывной образовательной деятельности – совместная и индивидуальная работа с детьми;
2. Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во первой половине дня);
3. Родительское собрание «Развитие у ребенка мелкой моторики рук» с показом пальчиковых игр.
4. Работа с родителями- консультации и беседы.
5. Создание буклетов и памяток для родителей.
6. Работа с педагогами ДОУ - выступление на ресурсной площадке по теме «Развитие моторных навыков для формирования речи детей младшего дошкольного возраста».
Результативность. Благодаря использованию пальчиковых игр, игр с массажными мячиками и карандашами в воспитательно образовательной деятельности у некоторых детей улучшилась речь, память. Дети с удовольствием стали выполнят задания на развитие мелкой моторики рук. Индивидуальные собеседования с родителями показали, что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков по развитию мелкой моторики рук не только в дошкольном учреждении, но и дома, осознали значимость пальчиковых игр для развития речи детей Выводы : работа по развитию мелкой моторики рук должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Спасибо за внимание!