Татьяна Костюченко
Развитие монологической речи и фонематического восприятия средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Содействовать созданию различных игровых образов в играх-имитациях, выразительной передаче действий, физического состояния, смены настроения персонажа с использованием мимики, пантомимики.
2. Создать условия для развития умений инсценировать, побуждать детей к импровизации.
3. Содействовать развитию просодической стороны речи (выразительность, ритмичность).
4. Способствовать развитию монологической речи.
Публикация «Развитие монологической речи и фонематического восприятия средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
5. Содействовать развитию грамматически правильной речи.
6. Содействовать развитию общей, артикуляционной, мимической моторики.
7. Создать условия для развития фонематического восприятия.
8. Продолжать формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материал:
1. Магнитофон, аудиокассеты с музыкой;
2. Венок для девочки-весны;
3. Солнце и лучики;
4. Схема описания лучика;
5. Книга-загадок и отгадок;
6. Колокольчик для игры;
7. Шапочка солнышка;
8. Пирог в форме солнца;
9. Одежда для детей, участвующих в сценки.
10. Картинки: тапочки, ложки, очки.
Ход занятия:
Игра «Испорченный телефон» (Проводится до начала занятия, используются слова: весна, гости).
В: Почему в телефонной трубке звучали именно эти слова «весна», «гости» (гости-мости-вости-хвости-кости – гвозди и т. д. ; весна-десна-лесна и т. д.)
Это действительно так? Наши гости не слышали, как в испорченном телефоне менялись слова. Почему это происходило?
Д: По звучанию похожи.
В-ль: А почему, были, такие слова?
Д-и: Потому что гости пришли к нам весной.
В: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Д: Доброе сердце, Здравствуй! (Складывают руки на груди)
Доброе небо, Здравствуй! (Поднимают руки вверх, чуть в стороны).
Земля любимая, Здравствуй! (Опускают руки чрез стороны вниз, склоняются).
Здравствуй, весеннего солнца восход! (Поднимаются, протягивают руки вперёд и в стороны).
Здравствуйте, добрые лица! (Поворачивают голову вправо-влево, улыбаются друг другу. Затем, говоря те же слова, обращаются к гостям).
Здравствуйте, добрые лица!
Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!
Кто с добром живёт, здравствуйте! (Обращаются к гостям).
В: Гости дорогие, мы с ребятами очень рады вас видеть в этот весенний день. Вы рады видеть наших ребят? Давайте подарим друг другу самую добрую, самую милую, самую очаровательную, весеннею улыбку. (Дети и взрослые дарят друг другу улыбки и хорошее весеннее настроение).
В: Наступила, весна, и мы везде видим её следы. Назовите признаки весны.
Д: Солнце светит ярче. Птицы прилетают. Трава появляется. Почки просыпаются. Люди надевают другую одежду. День длиннее, ночь короче. Люди больше улыбаются, у них хорошее, весеннее настроение.
В: Открою вам секрет, у весны тоже бывает настроение. Как вы думаете, от чего зависит, настроение весны?
Д: От погоды.
В: Если дождь идёт, то какая погода?
Д: Дождливая.
В: Если небо покрыто тучами, облаками, то погода, какая?
Д: Облачная, хмурая.
В: Если светит солнце, то погода, какая?
Д: Солнечная, радостная, весёлая.
В: Давайте поиграем с вами в настроение весны. Небо покрыто тучами, весна что делает… (хмурится, грустит, дети показывают грустное настроение.
Тучи ушли, солнышко ласковое светит, весна что делает… (радуется, дети показывают радостное, весёлое настроение.
Лучики у солнышка исчезли, что весна делает….(где же мои лучики, дети показывают удивлённое настроение.
В: Итак, мы пришли к выводу, что настроение весны зависит от погоды.
В: Весна, о чём ты хочешь нам поведать?
Весна: (девочка, переодетая в весну). Послушайте стихотворение. (Весна читает стихотворение, дети обыгрывают его). Звучит спокойная музыка.
Девочка Весна: В голубом просторе
Солнышко гуляло
С ним сынишки-лучики
Были, как всегда
Но как только солнце
Сладко задремало…
Разлетелись лучики
Мигом кто куда!
(Ребёнок надевает шапочку и изображает солнышко, остальные ребята - сынишки-лучики, разбегаются кто - куда).
Солнышко (ребёнок) : Где мои лучики? Куда они спрятались?
Воспитатель звонит в колокольчик, ребята собираются в кружок.
В: Весна, что же мы будем делать без лучиков? Давайте, ребята поможем солнышку их найти. Может, они где-то здесь спрятались? (Дети идут, ищут лучики).
Д: Нигде их нет.
В: Ну чтобы их искать, нужно, знать какие они? Давайте о них расскажем, используя подсказки.
В: Какие по цвету солнечные лучики?
Д: Жёлтые, красные, оранжевые, прозрачные.
В: По величине?
Д: Длинные, узкие, безмерные.
В: По тяжести?
Д: Лёгкие как пушинка.
В: По температуре?
Д: Горячие, тёплые.
В: По характеру?
Д: Любопытные, весёлые, шустрые, шаловливые, игривые, красивые и т. д.
В: Какие лучики мы с вами будем искать?
Д: Жёлтые, красные, прозрачные, оранжевые, длинные, безмерные, узкие, лёгкие, горячие, тёплые, любопытные, весёлые, шустрые, игривые, красивые, шаловливые и т. д.
В: Вы любите путешествовать?
Д: Да.
В: Отправляемся в путешествие за лучиками. Одеваемся. Что с собой берём в путь?
Д: Хорошее, весёлое настроение.
В: Готовы? Тогда в путь искать солнечные лучики. (Звучит музыка). Дети закрывают глаза. Открывают. Ой, посмотрите, мы с вами попали в лес, чтобы найти лучики, нужно выполнить волшебные превращения. В лесу живут разные животные. Давайте изобразим их. Покажите печального медведя, сердитого медведя, злого волка, весёлого воробья, удивлённую лисицу, испуганную лягушку, летящего жука, трусливого зайца. Ой, посмотрите, что это я нашла, выполнили задание и появился первый солнечный лучик. (Педагог находит солнечный лучик, показывает детям).
Д: Солнечный лучик.
В: Молодцы, ребята, с заданием справились, поэтому и шаловливый лучик нашёлся. (Солнечный лучик прикрепляется к солнышку).
В: Весна, а ты нам не хочешь загадать загадки?
Весна: А вы любите загадки? У меня есть хитрая книга загадок. В ней есть и отгадки.
В: Вот только согласитесь ли вы с ними? Попробуем отгадать, посмеёмся, и может, появятся ещё братишки-лучики. (Педагог читает загадки, дети договаривают, исправляют, и смеются).
1. В чаще, голову задрав.
Воет с голоду…. жираф. (Волк). Кто же выл с голоду?
2. Кто в малине знает толк?
Косолапый бурый… волк. (Медведь). Кто обожает малину?
3. Дочерей и сыновей
Учит хрюкать…муравей. (Свинья).
4. Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая… лисица. (Белка).
5. Быстрее всех от страха
Несётся…черепаха. (Заяц). Кто умеет быстро бегать?
6. В тёплой лужице своей
Громко квакал…Бармалей. (Лягушонок). Кто в болоте квакает?
7. С пальмы - вниз, на пальму снова
Ловко прыгает…корова. (Обезьяна). Кто обожает бананы?
В: Молодцы ребята с трудным заданием справились и повеселились. Посмотрите, ещё два сынишки-шалунишки, нашлись. Давайте их прикрепим, чтобы снова не убежали.
В: А вот и ещё один лучик. И он мне рассказал вот такую историю про ушки-неслушки.
Сценка «Ушки-неслушки» Караваева Н. Б.
Бабушка: У меня есть внучка Ксюша,
У неё неслушки-ушки.
Ушки вовсе не болят.
Ушки Ксюшины хитрят.
Папа (обращается к маме).
Встречайте!
С работы ваш папа пришёл
Ну-ка, жена,
Накрывай-ка на стол.
Папа (обращается к Ксюше)
Здравствуй, дочурка,
Постой-ка, послушай,
Дай мне, пожалуйста,
Тапочки, Ксюша.
Ксюша: Папа! Ты разве забыл,
Что у Ксюши
Ушки не слышат?
Они ведь неслушки!
Папа: Очень печально,
Что дочка больна.
Видно, придётся
Нам вызвать врача!
Мама: Скоро обедать.
Осталось немножко.
Ксюша, неси-ка
Тарелки и ложки.
Ксюша: Мама! Ты разве забыла?
У Ксюши
Уши не слышат,
Они ведь неслушки!
Мама: Очень печально,
Что дочка больна
Видно, придётся
Нам вызвать врача!
Бабушка: Врач нам не нужен.
Даю я вам слово:
Будет сейчас
Наша Ксюша здорова!
Как же я не доглядела,
Я очки куда-то дела.
Внучка Ксюша, помоги
Бабушке очки найти.
Ксюша: Бабушка, разве не знаешь?
У Ксюши
Ушки не слышат,
Они ведь неслушки.
Бабушка: Жалко!
А я собиралась спросить:
Что же на праздник
Тебе подарить?
Может, машину купить заводную
Или красивую куклу большую?
В: Буклу, туклу, муклу.
Бабушка: Да нет же красивую куклу большую.
Ксюша: Куклу, бабуля,
Куклу хочу.
Я её петь
И плясать научу!
Бабушка: Что ты сказала?
Ни капли не слышу!
Ксюша (громко) :
Куклу большую
С глазами как вишня!
Бабушка: Нет, не хотят слышать уши мои,
Словно заложены ватой они
Ксюша (кричит) :
Куклу хочу я
В цветном сарафане,
С длинными, белыми волосами.
Бабушка: Нет, не старайся,
Не слышу я, Ксюша,
И у меня стали
Ушки-неслушки!
Папа и мама: Так и осталась
Хитрющая Ксюша
В праздник без куклы,
Красивой игрушки.
Ксюша: Всё поняла я!
Теперь мои ушки
Слышат всё-всё
И зовутся ПОСЛУШКИ!
В: Какие ушки стали у Ксюши?
Д: Ушки-послушки.
В: Ваши ушки тоже послушки?
Д: Да.
В: Вы услышали в сценке разные слова, давайте поиграем, разделим слова на слоги с помощью хлопков. Я говорю слова, а вы их делите на слоги с помощью хлопков: ма-ши-на, кук-ла,са-ра-фан, бе-лые, во-ло-сы, ба-бу-ля.
В: Остался ещё один лучик-шалунишка. Интересно, а у него ушки-послушки?
В: Давайте, его позовём необычно, шё потом: «Лучик». Гости помогайте.
Дети и взрослые шё потом зовут: «Лучик».
В: Теперь громко, но протяжно. Голос должен звучать долго. «Лу –чииик…»
Дети зовут лучик громко, но протяжно.
В: А сейчас громко, но чётко.
Дети зовут лучик чётко, громко.
В: Хотите и с весной поиграть? Позовём весну протяжно.
Дети зовут весну протяжно.
В: Шепотом.
Дети зовут весну шёпотом.
В: Вот ещё один лучик нашёлся, услышал нас, у него тоже ушки-послушки.
В: Спросим у гостей, у них ушки-послушки?
Что просил папа у Ксюши, а она не слышала?
Гости: Тапочки.
В: Что просила мама?
Гости: Ложки.
В: Бабушка?
Гости: Очки.
Ребята, а вы, если гости правильно ответили, ставьте картинки. Дети выставляют после ответов гостей картинки: тапочки, ложки, очки.
В: Молодцы, гости. У вас ушки-послушки, они всё слышали, поэтому с заданием справились. Ещё один лучик нашёлся.
Выходите в кружочек, гости дорогие, мы с вами вместе порадуемся, что нашлись его лучики. Солнышко нам очень благодарно, что мы оказали помощь в поисках шаловливых-сынишек. Вы чувствуете, как стало тепло, уютно и приятно? Протяните и пожмите друг другу руки. У всех появилось радостное, весеннее настроение. Посмотрите наше солнышко, изменилось. Оно излучает нам тепло и радость. (Воспитатель изменяет настроение солнца).
Девочка, Весна приносит угощение пирог. Чтобы мы ещё пообщались, оно нам передало угощение. Посмотрите, этот волшебный пирог на что похож?
Д: На солнышко.
В: Солнышко у нас ещё поживёт. А мы с вами будем пить чай, взрослые остаются здесь, а ребята пойдут в театральную студию, где для них солнышко стол накрыло.