Оксана Булак
Развитие мелкой моторики и ее роль в формировании речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на родительском собрании на тему:
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
учитель-логопед Булак О. В
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулируют умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.
Публикация «Развитие мелкой моторики и ее роль в формировании речи детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем причина задержки речи?
Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми. Конечно, это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но важно учесть еще и другое.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН Р. Ф. установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Может быть развитие моторной речи зависит от развития моторики ребенка в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.
Тесную связь пальцевой моторики речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин заикания.
В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе человеческого развития оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общение были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Движения пальцев рук постепенно совершенствовалось. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозгу человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития движений пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Таким образом, для того, чтобы ускорить созревание речевых областей ребенка необходимо развивать мелкую моторику пальцев рук.
Для определения уровня развития речи с детьми проведите такой опыт: попросите ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так, покажите, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений.
Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать их. Делать так надо 2-3 мин. ежедневно.
С 10 месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предположить :
Мозаику (мелкую и крупную, всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т. д.
Набору пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук)
Наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень
Цветные клубочки ниток для перематывания
Пособия по застегиванию пуговиц разной величины, кнопок, крючков
Наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков
Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавания предметов на ощупь)
Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков
Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу
Игры с крупой (пшенной, гречневой, рисовой)
Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, 5 мин. в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, почаще хвалите ребенка. Ваш доброжелательный настрой- залог успеха.