Нина Цицварина
Развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация
мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной
речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Публикация «Развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах
Для развития мелкой моторики, наряду с традиционными методами и приемами, используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого бассейна», использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-Джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
К нетрадиционным материалам подойдут:
мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые);
верёвки, использование молний, крючков, кнопок, липучек и так далее,
также стимулирует развитие мелкой моторики;
прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
орехи, шишки, фасоль, ракушки;
решетка для раковины;
бусы, пуговицы, рожки, сушки, можно составлять бусы из картонных
кружочков, квадратиков, сердечек, листьев и т. д. ;
карандаши, фломастеры, палочки китайские;
резиночки для волос;
пробки, крышки и т. д.
30 СПОСОБОВ РАЗВИТЬМЕЛКУЮМОТОРИКУ РУК
1. Составляем контуры предметов (например, стола, дома) сначала из
крупных, затем из более мелких палочек.
2. Составляем цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.
3. Вырезаем из бумаги какие-либо фигуры (например, цветы) правой и
левой рукой.
4. Нанизываем пуговицы, крупные бусины на шнурок, а мелкие бусинки,
бисер – на нитку с иголкой.
5. Сортируем бобы, фасоль, горох, а также крупы (пшено, гречку, рис).
6. Застегиваем и расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки, крючки.
7. Завинчиваем и отвинчиваем шайбы, крышки у пузырьков, баночек.
8. Достаем бусинки ложкой из стакана.
9. Складываем мелкие предметы (например, пуговицы, бусины) в узкий
цилиндр.
10. Наматываем нитки на катушку и сматываем её в клубок.
11. Продеваем нитки в иголку.
12. Пришиваем пуговицы и сшиваем ткань различными видами швов.
13. Стираем ластиком нарисованные предметы.
14. Капаем из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
15. Надеваем и снимаем колечко (массаж пальцев).
16. Втыкаем канцелярские кнопки в деревянный брусок.
17. Комкаем платок (носовой платок берем за уголок одной рукой и
прячем в ладошке, используя пальцы только этой руки).
18. Прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке,
на коробку, баночку.
19. Перебираем четки или бусы одновременно двумя руками навстречу
друг другу и обратно.
20. Находим спрятанные предметы в «сухом бассейне» с горохом и
фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
21. Сжимаем и разжимаем эспандер.
22. Катаем резиновые, пластмассовые, деревянные, поролоновые мячи с
шипами ("ёжиков").
23. Играем с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
24. Лепим, рисуем пальчиковой краской, на крупе.
25. Перебираем крупу, чистим скорлупу у яичек, лепим фигурки из теста.
26. Заворачиваем матрешку/что-нибудь яркое, привлекательное в 4—5
фантиков от конфет. Ребенок разворачивает все фантики и аккуратно их
складывает.
27. Рисуем на листе дорожку, домик, кошку. Малыш "шагает" по
дорожке-обводит ее пальчиком, цветным мелком, "рисует" пластилином,
кисточкой.
28. Лепим из пластилина угощение для игрушек (сушки, баранки,
пряники, печенье, конфетки, украшаем их крупой, бусинками и т. д.
Вырезаем из плотного картона тарелочки, малыш красиво раскладывает
на них угощение.
29. Строим из одноразовых стаканчиков замки, гаражи, домики.
30. Режем коктельные соломки на части и нанизываем на веревочку и
собираем бусы.