Перфилова Наталия
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников условие успешной подготовки к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики рук у дошкольников условие успешной подготовки к обучению грамоте»
Аннотация: статья посвящена проблеме развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, автор делает акцент на том, что в период подготовки дошкольника к школе развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук является важной составляющей обучения ребенка, предложены способы ее развития, обосновано влияние уровня развития моторики рук на развитие речи и всех психических процессов у дошкольников.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников условие успешной подготовки к обучению грамоте» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольное образование, ребёнок, процесс развития, координация движений.
Annotation : the article is devoted to the problem of the development of fine motor skills in preschool children, the author emphasizes that during the preparation of a preschooler for school, the development of fine motor skills and coordination of finger movements is an important component of a child’s education, methods of its development are proposed, the influence of the level of development of hand motor skills on the development of speech and all mental processes in preschoolers is substantiated.
Keywords : fine motor skills, preschool education, child, development process, coordination of movements.
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют
развитию мозга»
И. П. Павлов
Согласно ФГОС ДО одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
Поэтому не случайно принятым стандартом дошкольного образования были определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. В них среди достаточно небольшого перечня социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений дошкольника обозначено не «умение читать», а складывание у него «предпосылок грамотности».
Собственно подготовка к обучению грамоте – это подготовка к освоению чтения и письма. Но обучение чтению и письму – не самоцель в дошкольном образовании. Гораздо важнее создать все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок легко начал читать и писать. Ключевым словом для дошкольного образования будет именно «начал», а не научился. Ребенку-дошкольнику еще очень тяжело прилагать усилия для того чтобы освоить какие бы то ни было знания или навыки. Но когда уже есть созданные предпосылки, сам процесс обучения идет легко и непринужденно.
Письмо служит одним из базовых навыков, так как на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе.
Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. В практике достаточно много представлено материала о важности развития мелкой моторики и способы ее развития, но они направлены на конкретных детей, на решение конкретных проблем в развитии.
Специалисты дошкольного образования считают, что в дошкольном
возрасте самое пристальное внимание надо уделять именно развитию мелкой моторики руки, поскольку первоначально развиваются тонкие движения пальцев рук, лишь потом появляется артикуляция слогов. Развитие и речевое улучшение находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики руки.
Но, несмотря на достаточно глубокое изучение проблемы подготовки детей к обучению грамоте, в современной школе мы наблюдаем большие трудности в овладении детьми чтением и письмом, что указывает на недостаточное развитие мелкой моторики рук в период дошкольного детства. И данная проблема по сей день остается актуальной.
Проблема не является новой, изучением развития мелкой моторики рук занимались :
– исследования мелкой моторики рук как разновидности движений у детей дошкольного возраста Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина;
- исследования связи развития руки и мозга В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой,М. Монтессори, И. П. Павлова, И. М. Сеченова,В. А. Сухомлинского;
- исследования, посвященные развитию мелкой моторики З. И. Богатеевой, А. В. Мельниковой, Т. В. Фадеевой, С. В. Черных;
- исследования методического обеспечения деятельности педагогов А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Солнцева;
- исследования методического обеспечения деятельности педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста А. В. Артемьева, Е. А. Игнатова, Л. П. Савина.
Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной. Учитывая это, появилось предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка.
Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.
Почему же у детей дошкольного возраста слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев руки (большого, указательного, среднего, т. к. безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т. е. не используя их в упражнениях, снижается эффект развития тонкой моторики. Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.
Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как неведущая рука оказывается ущербной. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь неведущую руку сделать более активной.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами: расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж.
Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка : его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики должны соответствовать основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи: совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в микропространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки.
Изучив и обобщив данные психолого — педагогической литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что в последние годы активизировался интерес к данной теме. Всё больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам развития мелкой моторики у детей. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. Сопоставляя данные многих экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи, опираясь на данные электрофизиологических опытов известно, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук. Влияние импульсации с мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Систематические упражнения по тренировке пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Отсюда следует, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе.
Список источников
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Том 2/ Б. Г. Ананьев. – СПбГУ,2007. – 549 с.
2. Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека/ В. М. Бехтерев. – М. : Литео, 2015.– 517 с.
3. Лямзина Юлия Сергеевна https://bank.nauchniestati.ru/primery/kursovaya-rabota-na-temu-razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-lepke-kak-sredstvo-podgotovki-k-shkole-imwp/
4. Матвеева, Л. Н. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму / Л. Н. Матвеева, Е. М. Галкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 604-607. — URL : https://moluch.ru/archive/149/41968/ ( дата обращения: 05.11.2021).
5. Ушатова Елена Викторовна Развитие мелкой моторики рук старших дошкольников как средство речевого развития и подготовки руки к письму в условиях предшкольной подготовки / Ушатова Е. В. //videouroki.net