Получи документы

Опыт работы «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Елена Яковлева
Опыт работы «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кубинская СОШ №2

имени Героя Советского Союза Безбородова В. П. дошкольное отделение - детский сад №50

Выполнила Яковлева Е. С.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Публикация «Опыт работы „Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность“» размещена в разделах

2. Направления работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста

3. Результативность опыта работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»

Л. А. Венгер

Введение

В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации.

Математика - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) - это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.

На основании Концепции математического образования в Российской Федерации (утвержденная Правительством РФ от 24.12.2013г, где в основу разработки системы были положены базовые принципы, цели, задачи и основные направления для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни, показывает, что математика для дошкольника должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Необходимость развития математических способностей, формирование познавательного интереса к математике понималась многими педагогами, психологами, методистами. Большой вклад в разработку проблем математического развития детей-дошкольников, внесли А. М. Леушина, Р. Л. Непомнящая, Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Т. В. Тарунтаева, Т. Н. Игнатова и другие.

Педагоги из многих городов ДОУ тоже работают по этой проблеме- Чайковская О. А. (ЗАТО Озерный, Алексеева Н. В. (г. Белореченск, Благинина Н. Ю. (г. Озерки) и делятся своим опытом работы математического развития детей-дошкольников.

Однако, не смотря на большое количество работ по данной теме, проблема развития математических способностей дошкольников еще далека от завершения. В связи с актуальностью данной проблемы была выбрана тема исследования: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Актуальность проблемы заключается в том, что общепринятые подходы к математической подготовке ребё нка-дошкольника (со стороны педагогов и родителей нашего детского сада) часто не приносят желаемых результатов, а в современных обучающих программах начальной школы важное значение придаётся логической составляющей. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка думать. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

В связи с этим меня заинтересовала проблема, как игровая деятельность может обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ.

Цель нашей работы : теоретически обосновать и проверить на практике эффективность использования игровой деятельности для развития математических способностей детей дошкольного возраста, отвечающих современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучить состояние проблемы развития математических способностей дошкольников через игровую деятельность в психолого-педагогической литературе;

- проанализировать ФГОС ДО и Концепцию математического развития в РФ и выявить современные требования к организации работы в дошкольных учреждениях по развитию математических способностей дошкольников;

- проверить на практике эффективность использования игровой деятельности для развития математических способностей детей дошкольного возраста, отвечающих современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ;

- сформулировать выводы по результатам проведенной работы.

1. Теоретические аспекты развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка познавать, его необходимо заинтересовать. А самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Задачи, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, дидактические игры и упражнения помогают детям быстрее усваивать большой объем знаний. Они развивают умственные способности детей, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивость, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка, например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.

Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Начиная работу по развитию математических способностей детей дошкольного возраста, пришла к выводу, как необходим занимательный математический материал для дошкольников и как велик интерес детей к этому материалу.

2. Направления работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста.

Работа по развитию математических способностей проводилась комплексно в трех направлениях:

1. Работа с детьми.

На 1-м этапе работы с детьми я старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют. В процессе игры на занятиях я использовала занимательный материал, как сделанный мною и так авторские игры, также использовала строительный и бросовый материал : пуговицы, прищепки, кегли, шишки, фишки, муляжи овощей и фруктов и т. д.

В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.

На 2-м этапе работы с детьми мною был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения.

Так как занятия носили сюжетный характер, дети с удовольствием погружались в атмосферу путешествий, дети были активные, занимались с желанием, интересом, успешно выполняли поставленные перед ними задачи.

Дидактический материал, используемый мною на НОД, имеет эмоциональный отклик у детей и помогает успешно реализовывать поставленные цели и задачи, развивая не только математические способности, но и мелкую моторику рук, познавательные процессы.

2. Работа с воспитателями.

Целью работы с воспитателями было оказание методической помощи в работе по формированию математических способностей детей дошкольного возраста.

Вниманию воспитателей предоставлены консультации на темы:

«Нетрадиционные формы обучения детей математике»;

• «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»;

«Как научить детей играть в математические игры»;

• «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении детей математике».

В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.

3. Работа с родителями.

Работа с родителями осуществляется с целью взаимопомощи в формировании математических способностей детей, дальнейшего развития, так как без взаимодействия результат не будет настолько успешен.

В группе проводились родительские собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.

Темы консультаций:

• «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».

• «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»

• «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей»

«Учим детей логически мыслить»

Игра - соревнование «Математическая игротека».

Родители видели, чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали активное участие в консультациях-практикумах.

3. Результативность опыта работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Результативность опыта

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо : дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале или в конце НОД для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом проводила в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.

Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладевают основами математики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи.

3. Заключение

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

И в конце хочу подтвердить мысль Петерсона о том, что с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще».

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Список литературы

1. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст : Формирование и развитие математических способностей [Текст] / А. В. Белошистая //Дошкольное воспитание. -2002 г. - № 2 - С. 69-79.

2. Веселые задачки для маленьких умников [Текст] : Тетрадь по развитию познавательных процессов / Составитель С. Е. Гаврина___ Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг».- 2002-С. 32.

3. Ерофеева, Т. И в шутку и всерьез [Текст] / Т. Н. Ерофеева //Дошкольное воспитание. -2001 г. -№ 10- С. 18-25.

4. Ерофеева, Т. И. Немного о математике и не только о ней [Текст] / Т. Н. Ерофеева // Дошкольное воспитание. 2001- № 10- С. 7-17.

5. Нищева, Н. В. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников /[Текст] Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 673 c.

6. Нищева, Н. В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / [Текст] Н. В. Нищева - М. : Детство-Пресс, 2014. - 364 c.

7. Носова, Е. А. «Логика и математика для дошкольников» [Текст]

Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая / - М. : Детство-Пресс, Санкт- Петербург, 2008.

8. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.

9. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.

10. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.

Приложение 1

Упражнения на развитие математических способностей

для детей пяти - семи лет

Упражнение 1

Материал : набор фигур - пять кругов ( синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).

Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".

Упражнение 2

Материал : тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)".

Упражнение 3

Материал : тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.)

Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ".

Упражнение 4

Материал : тот же и дидактический набор ( набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).

Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку "Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3).

Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".

Упражнение 5

Материал : изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".

Упражнение 6

Материал : тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)".

Математические игры "Количество и счет"

Дидактические игры для детей старшей и подготовительной к школе группы групп:

«Найди слонёнка»

Цель: закрепление названий порядковых числительных, умения задавать вопросы с целью отгадывания места нахождения предмета (игрушки).

Повторение названий животных жарких стран.

Ход: перед детьми выставляются стаканы с изображением цифр (1-5, 1-10) и предлагается найти под ними спрятанного слоненка, употребляя порядковые числительные.

«Помоги Мишутке»

Цель: закрепление знаний о цифрах, умение отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о происхождении данного природного материала.

Ход: внимание детей обращается на карточки с изображением цифр и предлагается положить на них нужное количество предметов.

«Игра с кубом»

Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов.

Ход: дети встают в круг и передают друг другу карточки с изображением предметов, по сигналу «стоп» ведущий бросает куб с цифрами. Детям предлагается посчитать картинки и выйти в круг тому, у кого на карточке такое же количество предметов.

«Поиск закономерностей»

Цель: развитие зрительного восприятия, умения видеть и продолжить данную закономерность, установление связей между объектами живой и неживой природы.

Ход: перед детьми ставится задача: внимательно посмотреть на предметы, расположенные на карточке, найти закономерность и продолжить выкладывать предметы в том же порядке.

«Собери урожай»

Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов. Пополнение знаний об овощах, умение их классифицировать.

Ход: детям выдаются карточки, и предлагается собрать нужное количество овощей на «огороде».

«Посчитай – ка»

Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством предметов.

Ход: детям предлагается посчитать количество животных на картинке и поставить рядом нужную цифру.

«Стрелка»

Цель: закрепление знаний о цифрах, умение соотносить их с количеством предметов; классификация предметов живой и неживой природы.

Ход: детям предлагается встать в круг, закрепить на одежде цифру. С помощью считалки выбирается ведущий, он встает в центр круга, вытягивает руку вперед «стрелка», закрывает глаза и поворачивается вокруг себя. По сигналу «стоп» - останавливается. Ребенок, на которого показывает стрелка, должен принести (из ранее приготовленного набора) нужное количество одинаковых предметов природы.

Дидактические игры для детей средней - подготовительной групп

«Ссора детенышей»

Цель: закрепление умения правильного согласования существительных с числительными. Повторение названий детенышей животных.

Ход: детям предлагается посчитать количество игрушек у детенышей и поставить их по порядку, начиная с того, у кого наименьшее число предметов.

«Помоги ежу»

Цель: Закрепление умения отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о жизни дикого животного.

Ход: детям предлагается карточка с изображением ежа и набор картинок грибов для того, чтобы они помогли собрать припасы для ежиной семьи.

«У кого больше»

Цель: формирование умения классифицировать и отсчитывать природный материал, соотносить его количество с числовым эталоном. Закрепление знаний о происхождении данных природных дарах.

Ход: детям предлагается бросить кубик и отсчитать столько одинаковых предметов, сколько точек находится на стороне кубика.

«Научи Красную Шапочку считать»

Цель: формирование умения отсчитывать предметы (правой рукой, слева – направо, по одному, делать обобщающий жест «всего», согласовывать числительное с существительным. Закрепление умения классифицировать природные объекты (овощи, растения).

Ход: внимание детей обращается на картинку Красной Шапочки и предлагается помочь (научить) собрать букет цветов для бабушки

Варианты игры: «Подскажи Петрушке», «Помоги зайчику».

«Угости зверей»

Цель: закрепление умения соотносить количество предметов в разных группах, пользуясь понятиями «поровну», «столько же», «одинаковое количество», сравнение смежные числа в пределах 5.

Пополнение знаний детей об индивидуальных особенностях диких и домашних животных.

Ход: детям дается карточка с изображением определенного количества животных и несколько картинок с нарисованными угощениями разного количества. Предлагаем детям найти нужную картинку с таким же количеством любимой еды для их гостя.

«Наведи порядок»

Цель: запоминание цифр, отсчитывание заданного количества предметов.

Закрепление названий природного материала.

Ход: детям предлагается помочь герою навести порядок в коробочках: разложить нужное количество материала на свободное место.

Публикации по теме:

Развитие физических способностей детей дошкольного возраста через спортивные танцы с предметамиРазвитие физических способностей детей дошкольного возраста через спортивные танцы с предметами «Развитие физических способностей детей дошкольного возраста через спортивные танцы с предметами» Основная задача: развитие физических.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Дидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры математического характера, которые способны разбудить детскую познавательную активность. Ведь.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Опубликовано: 1 октября 2024 в 21:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Яковлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД