Анжелика Белоусова
Консультация «Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников в процессе образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов "Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников в процессе образовательной деятельности"
Подготовила воспитатель Белоусова А.В.
Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства.
Публикация «Консультация „Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников в процессе образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Любопытство – это жажда новизны, интеллектуальной стимуляции и впечатлений.
Но не смотря на всю полезность любопытства, отношение взрослых к ней двойственное
И первое что родитель говорит ребенку, когда он задает неудобные вопросы, это: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!» или «Не суй свой нос не в свое дело!»
Детское любопытство - это хорошо или плохо? (обращение к аудитории)
Мое мнение, что детское любопытство не бывает плохим, ведь природа детского любопытства именно познание. Даже если ребенка интересует что то опасное, что может навредить его жизни и здоровью мы должны стараться ответить на вопрос почему этого нельзя делать
Необходимое условие полноценного развития любознательности и познавательной активности – сотрудничество и взаимодействие семьи и ДОУ
В нашем Доу мы применяем как традиционные, так и инновационные формы и методы работы с семьей (круглые столы, почта доверия, мастер-классы, выставки семейного творчества)
Условия, необходимые для развития инициативы детей :
1. Наличие развивающей предметно-пространственной среды, разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей;
2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно;
3. Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами
Хотелось бы заострить внимание на втором факторе. Как мы стимулируем любознательность детей! Каждый день у нас с ребятами после приветствия проходит обсуждение и выстраивание планов на рабочий день. Мы обсуждаем чем мы будем заниматься, а после устраиваем «мозговой штурм» Ребята отвечают на вопросы «Чем они хотели бы позаниматься?» «Что интересует?» Что тревожит?» «О чем мечтают?» «Чего бояться?». Это помогает не только выстраивать доверительные отношения в группе, но и находить темы которые действительно заботят детей и интересны им. (Пример, как рассказ ребенка о мечте, брать в магазине все, что захочешь бесплатно, повлек за собой создание проекта "Зачем нужны деньги?")
Мы применяем следующие методы и приемы работы с детьми:
* наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видеопрезентаций, мультфильмов, лепбуки);
* Словесные (беседы, чтение художественной литературы, сообщения, использование фольклорных материалов);
* Практические (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, игры с элементами ТРИЗ, фиксация результатов, моделирование)
* Трудовые поручения
*Метод проблемного изложения
Моими любимыми методами являются игры с элементами теории решения изобретательских задач ( промер: «Дождь и зонт»). С помощью методики ТРИЗ у детей развивается воображение, фантазия, они учатся искать нестандартные решения
Эксперимент – это самый доступные способ объяснить детям многие явления, которые сложно объяснить словами, игрой. Например: круговорот воды в природе или фотосинтез.
Мы в своей практике применяем эксперименты не только с реальными объектами, но и с абстрактными. Если про экспериментирование с реальными объектами все понятно, то что же такое экспериментирование с абстрактными объектами?
Это экспериментирование со словами воображаемыми объектами, отношениями. Сегодня и мы с вами попробуем поэкспериментировать, а вот с чем вам предстоит угадать!
Какую ноту можно съесть? (соль) Предлагаю поэкспериментировать со словом соль. Придумайте другие слова в которых содержалось бы слово соль (сольдо, усолье, фасоль, консоль, персоль, антресоль, водоросоль, посольство, рассольник). Вот во что мы превратили с вами слово соль!
В заключении хочется сказать, что детям от природы свойственно любопытство, интерес ко всему новому, взрослым остается только направить эту энергию в нужное русло, а не «щелкать по носу» за излишнее любопытство