Черняева Светлана
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию
Тема: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению к школе»
Воспитатель: Черняева С. Н.
Формирование основ логического мышления – одна из важных задач дошкольной педагогики. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения.
Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
В настоящий момент существуют различные педагогические технологии, отвечающие современным требованиям и позволяющим развивать основы логического мышления детей. Для того чтобы в некоторой мере облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение мною и была выбранная данная тема.
Целью изучения данной темы стало определение особенностей развития логического мышления у детей моей группы.
Для раскрытия выбранной мною темы были поставлены следующие задачи:
• разработать систему работы по развитию логического мышления
детей старшего дошкольного возраста;
• создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
• развивать у старших дошкольников с помощью развивающих игр логические приемы мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование);
• формировать умение прослеживать, понимать, причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;
• укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
• воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
В начале учебного года мною был составлен перспективный план работы по самообразованию с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей моей группы.
Опираясь на план, в течение учебного года проводилась системная и планомерная работа по развитию логического мышления детей посредством занимательной математики.
Для того, чтобы развивать логику непринужденно, я использовала наиболее приемлемые и интересные методы и приемы для детей данного возраста.
С детьми продолжили заучивание стихотворений про цифры, что способствовало также развитию памяти и речи.
Проводились игры на развитие внимания и логического мышления : «Четвертый лишний», «Кто кем был, и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори». Без подобных игр не обходилось ни один НОД. Дети с удовольствием играют в такого рода игры.
С помощью родителей пополнили и обновили дидактические игры по математике.
Достичь положительных результатов в работе по данной теме мне помогает использование некоторых форм работы с родителями:
1. Папка-передвижка «Живые геометрические фигуры».
2. Консультации «Развитие логического мышления детей : когда начинать и как это делать»; «Зачем логика дошкольнику?».
3. Анкета для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста».
4. Индивидуальные беседы.
С помощью анкеты я выяснила представления родителей о логическом мышлении детей.
Мною также изучена новая современная методическая литература, статьи, книги - «Игровые задачи для дошкольников», З. А. Михайлова;
- «Я решаю логические задачи», Е. В. Колесникова;
- «100 игр на развитие мышления»,
- «Увлекательные игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста», А. В. Сунцова;
- Тесты для подготовки к школе», А. Герасимова.
Все это позволило мне повысить свой профессиональный уровень.
В своей работе я использую следующие развивающие игровые технологии :
- Игры – головоломки: «Танграм», «Листик», «Головоломка Пифагора», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Игры-головоломки развивают : пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого - к сложному;
- Настольные логические игры : «Домино» (животные, транспорт, «Лото» (числа, животные, «Посчитай-ка», «Фигуры», «Цвет и форма», «Найди закономерность», «Противоположности» ит. д. - Цель этих игр – развивать у детей логическое мышление, составлять целый предмет из отдельных частей. Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также усложнение сюжета картинок, их содержание;
- Игры с счетными палочками - счетные палочки развивают : концентрацию внимания (сосредоточенность, пространственное мышление, логику, воображение, мелкую моторику.
Как я использую палочки: считаем, выкладываем буквы, слова, цифры, примеры, строим схемы предложений, строим геометрические фигуры, строим лестницы, колодцы, железные дороги, строим дорожки, соблюдая ритм, и еще устраиваем превращения - это когда, переложив одну-две палочки получаем другую фигуру, выкладываем различные картинки;
- Словесно-логические игры и упражнения - «Закончи предложение», «Подбери общее понятие», «Лишнее слово», «Отгадай загадку»,«Логические задачи»,«Задачи-шутки»,«Занимательные вопросы», «Вопросы на смекалку» и т. д. Данные игры и упражнения направлены на развитие умственных и речевых способностей у детей;
- Работа в тетрадях по развитию логики, с картотекой «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»;
- «Змейка», «Кубик – Рубик», «Игры-разума» - развивают логическое мышление, пространственное воображение.
Работая над темой «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» я использую не только развивающие и дидактические игры, но и провожу занятия и развлечения в нетрадиционной форме. С этой целью разработала и провела математическое развлечение «Путешествие в страну чудес», математическую викторину «Игра в КВН». Во всех этих и других проводимых мной занятиях я способствовала развитию у детей интереса к решению познавательных, творческих задач.
Я считаю, что дети моей группы научились:
-логически мыслить, определять закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельностью;
-путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять числовые задания, находить ответ к загадкам;
-правильно отвечать на поставленные вопросы;
-ориентироваться в пространстве, выполнять графические диктанты;
-ставить цель и собственными усилиями добиваться результата.
Опыт показывает, что логические задания дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте формируются благоприятные условия для развития логического мышления. Это происходит благодаря всему предшествующему ходу развития ребенка, в процессе которого происходит развитие мыслительных операций; развитие речи, помогающее становлению внутреннего плана действий; усложнение деятельности ребенка; развитие познавательных интересов.
Развитию логического мышления детей 6-7 лет способствует целенаправленная систематическая работа, построенная по принципу от простого к сложному, от конкретных представлений к обобщенным, абстрактным. Полученные умения и навыки значительно облегчат процесс включения ребенка в школьное обучение.