Балашова Наталья
Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума».
2 слайд Актуальность: Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над ее целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме? Как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме? Подбирает необходимый материал, составляет задания, и именно здесь многие из педагогов попадают в ловушку: все вопросы и задания сводятся к тому, чтобы воспитанник знал и понимал материал. Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами познания окружающего мира. Как результат этого возрос интерес педагогов к проблеме формирования предпосылок критического мышления у дошкольников. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Публикация «Развитие критического мышления у дошкольников с помощью Кубика Блума» размещена в разделах
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3 слайд Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии. И здесь уместно будет упомянуть о ключевых компетенциях XXI века 4К. Изначально их 10, но со временем они трансформировались в более краткие понятия. Так появилась «Модель 4К», которая предполагает развитие таких качеств современного человека, как:
o Критическое мышление
o Креативность
o Коммуникативные навыки
o Командность
Эта модель активно внедряется в сферу образования в нашей стране. И я, стараясь идти в ногу со временем, применяю в своей работе с детьми технологию развития критического мышления (ТРКМ).
4 слайд Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Технология развития критического мышления является оптимальной методикой для решения данной задачи. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.
Востребованность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Сама технология представляет собой целостную систему, которая формирует навыки работы с информацией и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, его мышления. Критическое мышление формируется, когда понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Критическое мышление – это способ мышления, позволяющий анализировать поступающую информацию и ставить её под сомнение, формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящего, а также принимать решения в условиях неопределённости. Критически мыслящий человек проверяет любую идею, он проводит собственное расследование, а не довольствуется чужими мыслями. Критическое мышление можно использовать в учёбе
5 слайд Цель моей работы: подготовить детей к школе, повысить самооценку детей, научить их из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить мыслить критически. Ребенок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.
Технология развития критического мышления в дошкольном образовании, позволяет решать следующие задачи:
• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию;
• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы, а с собственных вопросов и проблем;
• Воспитывать в ребёнке желание конструировать свои знания, которые рождаются в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.
6 слайд В начале учебного года по результатам диагностики познавательной активности и развития мышления, и в образовательной области «Познавательное развитие» были следующие показатели:
Высокий уровень развития -0%
Норма - 16%
Средний уровень развития – 47%
Низкий уровень развития – 37%
7 слайд Среди множества технологий и методик развития критического мышления выбрала один популярный приём, который разработал американский ученый и психолог Бенджамин Блум «Кубик Блума».
Кубик Блума позволяет воспитателю перестать быть главным источником информации, и, используя приемы развития критического мышления, превращает занятия с детьми в совместный и интересный поиск.
8 слайд Кубик Блума представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.
9 слайд Почему мой выбор пал на этот прием? Этот прием уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Считаю, что данный прием подходит для детей дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно, организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.
10 слайд Правила игры с Кубиком довольно просты :
1. Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми.
2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.
Например:
• Грань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Как ее можно использовать на занятии? Т. к. весна – сейчас наиболее актуальная тема, мы и возьмем ее для примера. Назови признаки весны.
• Задание на грани «Почему» позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи. Почему люди весной одевают более легкую одежду?
• Вопросы, формулируемые при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла. Придумай, что случится, если весна не придет. И так далее.
Дети с интересом воспринимают этот прием, но нужно сказать, что они сталкиваются с трудностями, когда нужно самим придумывать вопросы по новой теме. Поэтому, использую этот прием на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть определенные знания, или при прочтении литературных произведений. Что касается использования на более раннем этапе изучения материала по выбранной теме, в этом случае работу с кубиком организую в группах, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе. Это позволяет дошкольникам обмениваться мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу, а более слабые дети не чувствуют себя не востребованными.
11 слайд В сентябре - октябре, на подготовительном этапе, было проведено диагностическое обследование, с целью выявления у детей уровня познавательного развития, изучена литература по данному вопросу, а также в родительском уголке размещены памятка «Ребенок-почемучка. Критическое мышление у детей дошкольного возраста» и консультация «Как развивать критическое мышление у детей».
12 слайд С ноября началась реализация основного этапа, которая включала в себя подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми, изготовление кубиков Блума по различным темам. На первом этапе прошло знакомство детей с кубиком Блума, обсуждение и рассматривание граней кубика, объяснение правил. Ежемесячно с детьми проводились обобщающие занятия с использованием кубика Блума, подбирался и изготавливался необходимый материал.
13-15 слайд С октября по апрель с детьми были проведены занятия с использованием кубика Блума по таким темам, как: «Овощи-фрукты», «Дорожные знаки», «Зимующие птицы», «Космос», «Насекомые», «Профессии», «Жители водоемов», «Семья», «Цветы», «Цирк».
16 слайд Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Для ознакомления родителей с данной темой оформляла папки – передвижки с консультациями «Критическое мышление : Как научить ему ребенка? Что оно собой представляет? Рекомендации родителям», «Развитие критического мышления в семье», «4 простые вещи для развития критического мышления у ребёнка», «Приемы критического мышления в развитии речи детей», изготовлены буклеты по теме «Кубик Блума».
17слайд Для педагогов был проведен мастер-класс : «Кубик Блума, как средство развития критического мышления старших дошкольников».
18слайд Использование «Кубика Блума» в образовательной деятельности значительно обогатило содержание, разнообразило формы работы с детьми. Эффективность использования приема «Кубик блума» прослеживается в диагностике познавательного развития детей.
19слайд Таким образом, использование приема «Кубик блума» в практической работе позволило отметить, что у детей:
• повысился уровень развития познавательной активности, любознательности, исследовательских умений и навыков;
• в значительной степени развились коммуникативные навыки, умения излагать собственные мысли, анализировать и делать выводы;
• дети не боятся высказывать своё мнение, учатся здоровой дискуссии;
• применение кубика-Блума помогает развить инициативность, умение работать в команде.
20слайд В заключение хочу обратиться к советам американского психолога
Д. Треффингера:
1. Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать
независимо.
2. Не делайте скоропалительных допущений; на основе тщательного
наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут
сделать самостоятельно.
4. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем,
исследования и анализа ситуации.
5. Подходите ко всему творчески!