Людмила Рузанова
Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством методов ТРИЗ и моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребенка. Каким станет в будущем ребенок, зависит от воспитания. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают большие трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций. В современном обществе дошкольнику, чтобы стать образованным, коммуникабельным, легче адаптироваться, необходимо овладеть коммуникативными навыками.
Публикация «Опыт работы „Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством методов ТРИЗ и моделирования“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Каков сегодня социальный заказ?
Портрет выпускника предполагает:
• овладение ребенком средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• адекватное использование вербальных и невербальных средств общения;
• овладение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) ;
• способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
Запрос на личность, которая должна обладать целым набором качеств:
Самостоятельность в принятии решения и ответственность за принятое решение;
Готовность действовать в нестандартных ситуациях;
Толерантность;
Способность успешно взаимодействовать с окружающими в различных сферах общения.
С одной стороны, функционально грамотная личность предполагает обязательное наличие коммуникативной компетентности, но с другой стороны, по моим наблюдениям, воспитанники не умеют толерантно строить свои отношения с другими людьми.
Проблема: недостаточно сформированы коммуникативные навыки.
В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является применение метода моделирования и ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Следовательно, актуальность использования методов моделирования и ТРИЗ в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования и ТРИЗ вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Идея опыта заключается в том, анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. Методы моделирования и ТРИЗ эффективны потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной рече-мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживать при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха.
Теоретическая база опыта
Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время в психологии накоплен определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения проблемы формирования способности к наглядному моделированию и теории решения изобретательских задач в дошкольном возрасте : раскрыто содержание понятий «деятельность наглядного моделирования», «способность к наглядному моделированию» (Д. Б. Эльконин, H.H. Поддьяков, М. В. Осорина, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Н. Г. Салмина, Г. А. Глотова, О. М. Дьяченко, Е. Е. Сапогова); определены механизмы и психолого-педагогические условия (Л. А. Венгер, Н. Г. Салмина, Г. А. Глотова, О. М. Дьяченко); разработаны программы развития деятельности наглядного моделирования в дошкольном возрасте и способности старшего дошкольника к наглядному моделированию (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Т. В. Лаврентьева, В. В.); обозначена роль познавательных процессов в формировании способности к наглядному моделированию (Ж. Пиаже, А. Валлон, Д. Брунер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, H.H. Поддьяков, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко). А технологии, в которых развитие коммуникативных и творческих способностей являются приоритетной целью, это:
-выявление и развитие творческих способностей И. П. Волкова,
-технология технического творчества (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера.
Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов-практиков, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я на протяжении пяти лет использовала в работе по формированию коммуникативных способностей приемы мнемотехники, наглядного моделирования и ТРИЗ. Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов предметами, схематично изображенными или знаками Отличительная особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности, а инструментом познания как раз может стать модель, то есть взаимосвязь данных методов наиболее эффективна в решении проблем формирования коммуникативных способностей. Используя в своей работе методы ТРИЗ и моделирования, я учу детей:
•добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания, проводить исследование;
•формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, мышления, памяти. Задачи развития дошкольников и формирования коммуникативых способностей решала интегративно в ходе освоения всех образовательных областей, придерживаясь педагогической идеи:
1. В центре внимания – ребенок.
2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.
3 Индивидуальный темп работы по использованию моделей и методов ТРИЗ обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
4. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях и видах деятельности.
На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ, что особенно актуально в настоящее время после принятия Закона об Образовании в РФ «Закон об Образовании в РФ №273-ФЗ».
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Методы моделирования и ТРИЗ можно использовать в любой образовательной области. Больше всего я использовала этот метод в работе со сказкой, так как мной были разработаны проекты «В гостях у сказки», «Сказка как источник творчества старших дошкольников», изготовлена картотека моделей по сказкам.
В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко, для этого используется метод моделирования. Я использовала различные приемы наглядного моделирования : пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.
Деятельность по работе с моделями направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребёнок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию. На начальных этапах работы введения моделей или символов подкрепляла их наглядным материалом (картинками, предметами, обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Начиная со средней группы применяла модели с минимумом деталей, а также приём мнемотехнику для составления описательных рассказов, рассказывания сказок, загадывания загадок, самостоятельного составления сказок детьми старшего дошкольного возраста (моделирование сказок). На последующих этапах работы использовались более сложные мыслительные операции – обобщение, абстракции.
Я учитывала, что развитие коммуникативных способностей у детей осуществляется в процессе взаимодействия ребенка с родителями и педагогами, и будет эффективным лишь при условии создания специальных педагогических условий для того, чтобы это взаимодействие было направлено на творческое развитие. Для создания этих условий я использовала предметно-развивающую среду, включающую в себя компоненты развития креативности (творческие задания, логические задачи, «дорисуйки» и картотеку моделей, методы активизации творческого мышления детей (метод «мозговой атаки», метод фокальных объектов, эмпатии, «Да-нетки» игры «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот», «Чем связаны», «Чем похожи», и др.) и организацию просвещения родителей по вопросу развития коммуникативных способностей дошкольников.