Светлана Шабан
Развитие когнитивных процессов и коммуникативных навыков во взаимодействии педагога и ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий тренинга для педагогов ДОУ
Тема: «Развитие когнитивных процессов и коммуникативных навыков во взаимодействии педагога и ребенка»
Цель: формировать психологическую готовность педагогов к освоению актуальных методов и приемов взаимодействия с детьми и возможности применения их на практике.
Задачи:
- дать участникам знания о развитии когнитивных процессов и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
Публикация «Развитие когнитивных процессов и коммуникативных навыков во взаимодействии педагога и ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
- расширить круг методов и приемов в работе педагогов по организации развития психических процессов у детей дошкольного возраста;
- повысить уровень психологической компетентности педагогов;
- создать условия для плодотворного общения участников и развития их творческого потенциала.
Ход мероприятия
Разминка
Упражнение «Цепочка дружбы»
Встаньте, пожалуйста, в круг! Настройтесь на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь протяните ладони соседям, поделитесь друг с другом теплом! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнитесь и пожелайте мысленно друг другу удачи!
Для организации нашей деятельности предлагаю вам выбрать картинку, что подходит вашему настроению и характеру (звезда, облако, домик, цветок, кораблик, солнышко, клубничка). Разделитесь на 4 группы, номер группы указан на обратной стороне картинки.
І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема моего сегодняшнего выступления: «Развитие когнитивных процессов и коммуникативных навыков во взаимодействии педагога и ребенка». Тема очень обширная и многогранная, говорить о развитии когнитивных процессов, тем более коммуникативных навыков, можно бесконечно. Сегодня же я предлагаю нам с вами вспомнить, что такое когнитивные процессы и коммуникативные навыки и как мы можем развивать их у детей дошкольного возраста. И, по возможности, познакомить вас с работой, которую провожу именно я в нашем детском саду в данном направлении, используя различные игры и упражнения в целях коррекционно-развивающей деятельности, а вы можете в развивающих и профилактических.
Давайте вспомним, что же такое когнитивные процессы и коммуникативные навыки?
Когнитивное развитие (познавательное)– процесс формирования и развития когнитивной (познавательной) сферы, в частности – восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
Вспомним основные методы и приемов взаимодействия педагога и ребенка это (ответы педагогов) :
- игровые (игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры);
- исследовательские;
- проектирование;
- информационно-коммуникативные;
- артерапия;
- песочная терапия;
- музыкотерапия;
- сказкотерапия;
- анималотерапия и т. д.
Не хочется перегружать вас излишней теорией, вы и сами её должны знать или прочитаете в Интернете, поэтому на нашей встрече мы поработаем над развитием основных когнитивных процессов : восприятия, внимания, памяти, мышления. Во всех играх и упражнениях, направленных на развитие познавательной сферы, один из процессов является доминирующим, а остальные, особенно речь и воображение, также способствуют развитию когнитивных процессов. Игры и упражнения, используемые в качестве разминки, направленны на развития коммуникативных навыков.
У кого звездочка тот будет модератором в вашей группе (это люди, которые следят за соблюдением правил в группе). Модераторы выйдут и выберут пиктограмму, обозначающую тот или иной когнитивный процесс.
ІІ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1
Каждой группе дать определение выбранному когнитивному процессу? Значение этого процесса в жизни дошкольника?
Восприятие или перцепция – процесс получения и преобразования информации с помощью органов чувств, благодаря которому у ребенка складывается картина реального мира и он познает все, что его окружает. Эти процессы позволяют ребенку из наблюдателя окружающего мира стать его полноценным участником. Начиная с 2-3 лет, детское восприятие вступает в стадию наиболее интенсивного развития. Восприятие – основа дальнейшего формирования познавательных функций, необходимых для полноценного развития, успешной учебы. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые может не заметит даже взрослый.
Внимание – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Внимание имеет свойства или характеристики, которые на каждом возрастном этапе усиливаются. Главные из них касаются количества и удержания воспринимаемой информации: объем, распределение, переключение, устойчивость. Выделяют два вида внимания – непроизвольное и произвольное. В дошкольном возрасте внимание детей чаще задействуется стихийно, непреднамеренно. Поскольку в этих случаях психический процесс работает без участия воли, данный вид внимания называют непроизвольным. Развитие произвольного внимания дошкольников связано с проявлением волевого усилия посмотреть, прислушаться, умения сконцентрироваться. Без данного вида внимания невозможно обучение в школе. Поэтому развитие внимания дошкольников, прежде всего, заключается в формировании функции произвольности.
Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось и осмысливалось человеком. Это функции сохранения, узнавания, припоминания, воспроизведения и переработка человеком разнообразной информации.
Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память : лучше запоминается то, что было связано с собственным движением, действием.
Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Ребенок проходит путь от практических действий до логических умозаключений, используя формы мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое. Главные особенности наглядно-действенного мышления – использование собственных пальцев в качестве инструмента познания. Основа наглядно-образного мышления – догадка о возможном результате. Это позволяет дошкольнику, не прибегая к действиям, анализировать, сравнивать, делать выводы. Мыслить на основе образов ребенок начинает на той стадии, когда у него формируются обобщенные представления о предметах и явлениях. Словесно-логическое мышление у дошкольников начинает проявляться, когда осваивается все больше слов, речь проникает в детскую деятельность и начинает выполнять планирующую функцию. С 4-летнего возраста у ребенка формируется понимание причинно-следственных связей (шарик лопнул, потому что в него ткнули карандашом; чашка упала и разбилась). Наблюдения за происходящим, открытие новых связей между объектами подводят ребенка к тому, что он становится способным делать определенные выводы, не проверяя их с помощью действий. Появляются отвлеченные рассуждения, в которых дошкольник оперирует словами, отражающими свойства предметов и явлений
Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение. К средствам логического мышления относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Разминка
Игра «Луноход»
Упражнение выполняется в круге. Ведущий встает на четвереньки! И ничего не объясняя участникам, начинает медленно и сосредоточенно двигаться по внутренней части круга от участника к участнику. Поравнявшись с однимиз сидящих членов группы, ведущий медленно поворачивает к нему голову, внимательно и по возможности серьезно смотрит ему в глаза и говорит веско и внушительно: «Я – Луноход – 1. Вижу вас, вы мне нравитесь – Луноход – 2, вставайте сзади меня и продолжим движение. Это приказ. Как поняли Луноход – 2?». Теперь уже два лунохода медленно двигаются по кругу. «Луноход – 2» останавливается возле кого-то и тоже сообщает: «Вижу вас, вы мне нравитесь – Луноход – 3, вставайте сзади меня и продолжим движение. Это приказ. Как поняли Луноход – 3?». Следующий участник, также становиться Луноходом – 4 и т. д. пока вся группа не оказывается на четвереньках (если участников много предложить всем остальным встать на четвереньки и проследовать друг за другом). В заключение ведущий объявляет, что мы побывали в космическом пространстве и предлагает посмеяться.
Задание 3
Придумайте упражнения на развитие когнитивных процессов. Используя, предложенный вам стимульный материал, проиграйте 2-3 упражнения (модератор - за воспитателя, остальные в группе дети).
Помните:
- инструкции должны быть четкими, краткими, понятными ребенку;
- давать инструкции дозированно, постепенно, с повторением, особенно детям ОВЗ и «группы риска», длинные инструкции не будут выслушаны до конца и осознаны.
Педагоги выполняют задание по очереди, после каждого упражнения анализируют выполненное задание, объясняя:
- для какого возраста упражнение;
- с помощью, каких анализаторов, форм или средств развивается доминирующий когнитивный процесс в этом или ином упражнении;
- какие дополнительные психические познавательные процессы развивают у детей эти упражнения.
Задание 4
Просмотр видео на тему: «Профилактическая и коррекционно – развивающая деятельность педагога-психолога с детьми «группы риска» и ОВЗ».
Определите, на развитие, каких когнитивных процессов были проведены игры и упражнения с детьми во второй младшей группе, в старшей группе, в подготовительной группе?
ІІІ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Релаксационное упражнение «Отдохни»
Отвлекитесь от всех ваших проблем, закройте глаза. Не бойтесь, это всего на несколько минут. Через несколько минут вы сможете к ним вернуться. Но сейчас этих проблем нет. Есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова легкая, она свободна от тяжести и проблем. Расслабьте вашу грудь — ей легко. Почувствуйте, как легко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки легкие, проворные, сильные. Ощутите расслабленными ваши ноги. Вся тяжесть и усталость ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас легкие, быстрые, проворные ноги. Дышите глубоко, свободно (3 раза). Вы легки, проворны и сильны (3 раза). Все ваше тело легкое, проворное, сильное (3 раза). Вы отдохнули. 1 – 2 – 3 открывайте глаза. Как вы себя чувствуете?»
Рефлексия
Участники группы сидят по кругу. По очереди каждый участник высказывает свои мысли, чувства, ощущения по поводу всего того, что происходило сегодня в группе. Раздать памятку по теме «Игры на развитие когнитивных процессов и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»
Автор: Шабан Светлана Павловна
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад «Белоснежка»
г. Новый Уренгой