Кристина Рельцева
«Развитие художественного творчества дошкольников» (из опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого – художественное творчество детей в детском саду. Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, т. к. он связан с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.
Публикация «„Развитие художественного творчества дошкольников“ (из опыта)» размещена в разделах
Ребёнок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки, подбирать материал с учетом возможностей его использования, придумывать оформление, приёмы изготовления. Он познаёт основы графической грамоты, учится производить разметку и измерение, пользуется чертежами, выкройками, эскизами, техническими рисунками. Ребёнок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он познаё т свойства самых различных материалов: бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала. С помощью художественного труда можно научить ребёнка прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка, если её переделать по-другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, цветовое решение, применить другой материал и т. д. Поэтому тему свою считаю актуальной.
Цель: развитие художественного творчества дошкольников.
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к видам художественного творчества.
2. Помочь детям овладеть приёмами и техниками художественного творчества.
3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
4. Развивать познавательную активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Воспитывать аккуратность при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца, помогать своим товарищам.
Одно из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнавать.
Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путем, запоминаются надолго, если не на всю жизнь. Однако стихийный путь познания не способствует формированию системы знаний, он очень индивидуален.
Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять занимательные занятия. К таким занятиям относятся и кружковые работы.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, составила перспективный план занятий кружковой работы.
Кружковые работы желанны, увлекательны для детей. Путь индивидуального общения я считаю самым необходимым. Перед занятиями эмоционально настраиваю детей. Помогаю понять значимость стоящей перед ними цели, стараюсь, чтобы они эмоционально, с желанием принимали её. Поощряю за инициативность, старание, аккуратность, рациональность действий в их практической деятельности. Включаюсь в детскую деятельность, не подавляя при этом инициативы и творчества детей.
Форму организации детей приближаю к свободной. Предлагаю ребятам работать сидя и стоя, как им удобно. Дети отходят от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.
Часто мне приходится высказывать суждения по поводу сделанного детьми. Оценивая, не сравниваю результаты разных детей, помню, что каждый идет неповторимым путем познания, своим темпом развития. Сравниваю только с тем, как у него было раньше и как теперь, т. е. с самим собой.
Для занятий творчеством применяю множество различных материалов, причем как искусственных, так и природных:
• Бумажная пластика (аппликация, рисование, оригами). Вместе с детьми делали поделки. Вот некоторые из них: «Гирлянда» (цветная бумага, клей, ножницы, «Снежинки» (бумаги белая и цветная, клей, ножницы, «Цветок лотос» (бумага, «Открытка на 8 марта», «Овечка» и другое;
• Бросовый материал. Работы: «Гусеница» (яичные ячейки, ватные палочки, «Корзина с цветами» (баночки от йогурта, зубочистки);
• Природный материал: «Осенний ковер» (мох, шишки, ягоды, ветки);
• Ватные диски: «Цыпленок», «Снеговик»;
• Нитки: «Шарики», «Снеговик»;
• Глина: «Нарядная барышня».
С первых занятий приучаю детей к аккуратности в работе, разъясняю, что данный вид деятельности не терпит торопливости и неряшливости. При этом учитываю, чтобы технология обработки была несложной, а время, затраченное на изготовление поделки минимальным. Это способствует развитию интереса, стремлению к самостоятельности.
Не следует ребенку отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Важно нужно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу.
Заключение
Проведенное по данной теме исследование выявило следующее: дети с интересом занимаются, добиваясь при этом качественного конечного результата, если воспитатель применяет разный занимательный материал.
На занятиях дети осваивали новую технику, новые материалы, новые технические возможности этих материалов.
Было легко добиваться от детей проявления самостоятельности и творчества.
Сравнивая результаты, можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.