Елена Дубинкина
Развитие двигательной активности детей с разной степенью подвижности
▼ Скачать + Заказать документы
Движение – это врождённая, жизненно необходимая потребность человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребёнок не может расти здоровым. Вся деятельность ребёнка выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребёнку приходят через движения его глаз, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Двигаясь ребёнок познаёт мир, учится любить его и целенаправленно действовать. Движение – это проявление смелости, выносливости, решительности. Потребность в движении свойственна маленьким детям. Окружающие его взрослые должны всеми доступными способами и средствами помочь им полюбить мир движений, испытать радость от достигнутого при овладении каким-либо из них.
Публикация «Развитие двигательной активности детей с разной степенью подвижности» размещена в разделах
Период жизни от 3 до 7 лет характеризуется интенсивным развитием движений. Но наблюдаются различия в физической подготовленности. В каждой возрастной группе встречаются дети, которые по уровню развития движений обгоняют сверстников. И порой причина этого не в том, что эти дети занимались усиленно спортом или им создавались специальные условия для развития движений. Это можно объяснить их особой двигательной подвижностью. Одни дети предпочитают более энергичные игры и физические упражнения, другие – охотно выполняют действия, не требующие больших мышечных напряжений, третьи – любят спокойные малоподвижные игры.
Дети большей подвижности всегда заметны, хотя их бывает в группе самое большое 4-5 человек. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще всего попадают в конфликтные ситуации. Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, выдержки. Движения их быстры, резки, бесцельны. У этих детей повышена потребность в движении, и очень важно создать условия для удовлетворения этих потребностей.
Дети средней подвижности отличаются более ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течении дня. В каждой группе их примерно половина или чуть больше. При хороших условиях в группе они самостоятельно активны. Движения у них увереннее, чётче, целенаправленнее.
Дети малой подвижности встречаются обычно в каждой группе, их немного – 2-3 человека. Они пассивны, вялы, быстро утомляются, стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Они не решаются вступить в общение со сверстниками, даже порой отказываются идти в детский сад. Тихий ребё нок часто удобный объект воспитания: с ним мало забот. Но пониженная двигательная активность в детстве формирует определё нный тип поведения: замкнутость, нежелание участвовать в коллективных играх. К тому же другие дети неохотно принимают неумелых в свои игры и команды. Ребёнок начинает чувствовать свою неполноценность и сторонится той деятельности, в которой он может выглядеть смешно в глазах товарищей. Постепенно у таких детей закрепляется ленивое отношение к движениям. Поэтому малоподвижные дети требуют к себе чуткого, внимательного отношения. Следует вызвать интерес к движениям, потребность в них, стимулировать двигательную активность введением интересного упражнения или нового пособия, чаще включать в весёлые подвижные игры. Необходимо помочь каждому ребёнку проявить имеющиеся у него способности, найти наиболее подходящие двигательные действия, игры. Иногда это может быть самое простое движение, но выполнив его, ребёнок приобретает уверенность, у него появляется интерес к наиболее сложным упражнениям: можно предложить действия, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним, прыгнуть из обруча в обруч и т. д. Взрослый должен серьёзно относиться к оценке правильности выполнения движений детьми. Особенно нельзя занижать оценку, даже если достижения ребёнка невелики, потому что они требовали определённых волевых усилий. Дети могут замкнуться, уйти от ответственных ролей в игре, сложных для него движений. Необходима справедливая оценка, в которой чётко бы указывалось, что сделано хорошо, а в чём допущена неточность, и одновременно подсказано, как её исправить.
Мотивы активных действий разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности: красивый мяч, обруч, необычная новая игрушка, с которыми можно совершать определённые действия.
Я работаю в старшей возрастной группе. У нас так же имеются дети с разной степенью подвижности. Задача наша – разумно и интересно, плодотворно заполнить часы, свободные от обязательных для всех занятий.
Выполнение упражнений вместе с воспитателем, участие его в играх вызывает у детей интерес к движениям. Мы поощряем игры с мячами, кеглями, мягкими поролоновыми мячиками, кольцебросом, а также побуждаем детей проявлять творчество: использовать физ. Оборудование не только по его прямому назначению, но и для других видов деятельности. Например, наклонную доску для бега – как горку для прокатывания мяча или прост машинки; шведскую стенку и подвешенные на ней колокольчики не только для лазанья и подпрыгивания, но и для подвижных игр «Обезьянки», «Пожарные», «Кто быстрее до колокольчика?»; ребристую доску – как трап при игре в пароход; султанчики для упражнений на развитие правильного дыхания и для подвижных и сюжетно-ролевых игр. Неактивные дети с удовольствием двигаются по группе с султанчиками, изображая жар-птиц. И наоборот, модули, которые в основном предназначены для строительных и сюжетных игр, используем для развития навыков перешагивания, перепрыгивания. Всё это способствует целенаправленной, интересной активности.
Большой интерес вызвало появление игрушек необычных, нестандартных. Мы сделали простейшие бильбоке из пластмассовых бутылок с привязанным киндер-яйцом, палочки со шнурами для закручивания на скорость и развития мышц кисти и пальцев; конусы и к ним палочки с шариками для развития глазомера; различные леталочки из цветного дерматина. При эмоционально окрашенных играх и упражнениях проявляется более высокая работоспособность, активность. В процессе необходим живой тон речи воспитателя. Например, утренняя гимнастика проводиться каждый день и иногда надоедает детям. Мы стараемся превратить её в увлекательную игру, в которой они подражают действиям лётчиков, шофёров и т. д.
Большие возможности для реализации проблем с двигательной активностью даёт прогулка. В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются навыки. Материал и оборудование на прогулке должны подбираться в зависимости от предшествующей работы в группе. Так, в дни проведения физ. Занятия в зале – на прогулке организуется только 1 подвижная игра и 1 физ. Упражнение. В другие дни – 2 подвижных игры и спортивное упражнение. Для вызывания интереса у малоподвижных детей и целенаправленных движений у детей с высокой степенью подвижности на участок мы выносим разнообразные пособия : мячи, обручи, лошадки, кольцебросы, большие грузовики, коляски для кукол.
Зимой организация подвижной активности сложнее. Мы строим 2 горки разной высоты : для санок и для ледянок; валы для хождения, перелезания в виде рыбы-кита, корзину для метания снежков в виде медузы, для перешагивания – осьминога, лаз – воротца для подлезания; подвешиваем цветные тряпочки – флажки. Детям, которые быстро устают, нравилось рисовать палочкой на снегу, для чего мы сделали снежную поляну. Так же дети с удовольствием играли в «комнате» со снежной мебелью. В строительстве участвовали сами дети, поэтому им было интересно обыгрывать эти постройки, мы старались увлечь детей играми с элементами соревнований: «Кто быстрее пролезет?», «Кто допрыгнет до осьминога?» и т. д. Чтобы проявился интерес к подвижным играм, предлагали детям выбрать ведущего с помощью считалки или рассказать правила игры. Всё это создавало интерес к играм, движениям.
Вся работа по уравновешиванию степени подвижности детей должна вестись в тесном контакте с родителями. Мы даём консультации, как можно провести выходной день или просто вечернее время дома. Недавно устраивали выставку для родителей на тему: «Игрушки-самоделки, способствующие развитию движений детей». Это помогло родителям пополнить запас физ. Оборудования для занятий дома.
В нашем детском саду ежегодно устраивается конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья» и участники выбираются не по физическим данным, а по желанию; недавно проходил «День здоровья» на котором родители вместе с детьми играли в различные игры; также действуют секции «Весёлый мяч» и «Футбол». В результате целенаправленной работы повысилась самостоятельная активность детей, физкультура стала приносить радость. Для воспитателей нашего д/сада я проводила открытый просмотр по организации двигательной активности в группе и вызывания интереса к ней. Все присутствовавшие увидели, как нетрадиционное оборудование увлекает детей, вызывает желание заниматься с ним.
Таким образом, можно и нужно искать пути увеличения двигательной активности детей, её направленности.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ; ВОСПИТАТЕЛЬ МАДОУ"435" ДУБИНКИНА Е. В.
г. НИЖНИЙ НОВГОРОД