Андрианова Света
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема опыта: «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Сведения об авторе: Андрианова Светлана Геннадьевна, средне-специальное, 10 лет (12 лет, 10 лет)
Актуальность.
Сегодня защита физического и психического здоровья дошкольников является одной из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений и организаций. Двигательная активность является средством полноценного физического развития дошкольника.
Публикация «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» размещена в разделах
Двигательная активность – это сочетание различных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных физических упражнениях и занятиях спортом [2, с. 14]. Двигательную активность возможно рассматривать в виде своеобразного континуума осуществляемых индивидом движений (с предметами и без предметов, индивидуально или совместно с другими) [4, с. 13].
Двигательная активность детей дошкольного возраста является необходимым компонентом и условием их общего развития. Развитие двигательной активности выступает необходимым условием и одновременно фактором, стимулирующим развитие не только двигательной, но и таких областей его психики, как когнитивная, эмоциональная и личностная [4, с. 13]. Недостаток двигательной активности приводит к «моторному голоду», отрицательно влияет на физическое развитие, в целом, и на его двигательную подготовленность [3, с. 73].
Основная идея.
Основная педагогическая идея опыта заключается в том, что для оптимальной физической активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, целью которого является удовлетворение естественных биологических потребностей дошкольников в движении, улучшение здоровья, обеспечение овладения двигательными навыками [1, с. 6]. Принцип оптимальности предполагает использование разнообразных средств физической культуры, обеспечивающий своевременное формирование и совершенствование основных движений у дошкольников, а также комплексное развитие двигательных качеств [3, с. 74].
Технология опыта.
В МАДОУ «Детский сад №104» г. о. Саранск, Республики Мордовия осуществляется работа по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Для повышения двигательной активности детского организма в дошкольной образовательной организации разработан режим двигательной активности детей, учитывающий особенности развития ребенка-дошкольника.
Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором ведущим видом деятельности является игра, она непосредственно используется для развития двигательной активности детей дошкольного возраста.
В процессе управления двигательной активностью детей уделяется значительное внимание учету индивидуальных особенностей каждого ребенка: для детей с высоким уровнем двигательной активности (гиперактивные дети) используются высокоинтенсивные игры и упражнения; со средним уровнем – игры и упражнения, освоенные ранее во время организованных занятий; с низким уровнем – игры низкой интенсивности.
Для этого планируется и анализируется двигательный режим в течение определенного времени (день, неделя). При разработке двигательного режима дошкольников в течение дня учитывается, что двигательная активность ребенка-дошкольника различается в течение дня. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на первую половину дня с 10 до 12 часов. После дневного сна активные физические упражнения не проводятся. В перерывах между режимными моментами создаются условия для самостоятельной деятельности детей. Ежедневная двигательная активность дошкольника составляет не менее 1 часа, в неделю –
5-6 часов.
Нами определены этапы ежедневного планирования двигательной активности детей : 1-й этап педагогического процесса – «Утро»; 2-й этап – «Прогулка»; 3-й этап – «Вторая половина дня».
Оптимальный двигательный режим в группе дошкольников образовательной организации достигается за счет использования разнообразных форм двигательной деятельности.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительной деятельности, к ней относятся общеизвестные виды двигательных мероприятий : утренняя гимнастика; подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой; гимнастика после сна.
Утренняя гимнастика является одной из важнейших составляющих двигательного режима. Утренняя гимнастика позволяет развивать двигательную активность, создать хорошее настроение у детей, повысить эмоциональный и мышечный тонус и активизировать дальнейшие занятия, закрепить двигательные навыки и способности. Она проводится ежедневно перед завтраком в течение 10-12 минут на улице или в помещении, в зависимости от погодных условий.
Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей дошкольного возраста включают : упражнения без предметов; упражнения с предметами: с обручем, с флажками, с мячом большого диаметра, с кубиками, с косичкой (короткий шнур). Утренняя гимнастика для детей проводится в игровой форме и сопровождается музыкой. В заключительную часть утренней гимнастики включаются скороговорки и чистоговорки, игры-массажи.
На прогулке (утренней или вечерней) как одном из важных режимных моментов дети могут полностью реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко выражены особенности двигательной активности детей. Во время прогулки предварительно планируется работа над развитием движений дошкольников таким образом, чтобы обеспечить целостность, последовательность в представлении всех программных материалов, а также повышать двигательную активность детей. Во время прогулки используются упражнения по основным видам движений (бег, ходьба, прыжки, сетка, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий, спортивные упражнения, элементы спортивных игр. Для активизации двигательной активности детей во время прогулок используются разные методики : рациональное использование оборудования для физической подготовки (минимум оборудования, чтобы добиться максимума обыгрывания ситуаций); включение разных способов организации двигательной активности детей (линия, группа, смена, круговая тренировка, индивидуальная); краткое объяснение задач и наглядная демонстрация упражнений; использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор метода выполнения действий, постановка вопросов, создание поисковых ситуаций; вариативность двигательных игр, способы их усложнения. В целях насыщения прогулки в ее структуру вносятся наблюдения и дидактические задания, совместные с воспитателем трудовые действия и подвижные игры («Быстро возьми», «Передал – садись», «Хитрая лиса», «Ловишка, бери ленту», «Ключи», «Успей поймать», «Бери скорее», «Мяч в обруч», «Стоп», «Эстафета парами» и др.).
Физкультурные минутки проводятся в рамках непосредственно-образовательной деятельности для уменьшения усталости и снятия статического напряжения. Продолжительность каждой составляет 2-3 минуты. Нами проводятся физкультминутки в форме общих развивающих упражнений (движения головы, рук, туловища и ног, подвижных игр, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутки часто сопровождается текстом, связанным с ее содержанием.
Оздоровительная гимнастика после сна помогает организму ребенка проснуться, улучшить настроение, повысить мышечный тонус и обеспечить необходимый уровень двигательной активности во второй половине дня. Комплекс оздоровительной гимнастики для детей состоит из нескольких частей: разминка в постели: игра «Глазки открываем – просыпаемся»; выполнение простого самомассажа: гимнастика пальцев, самомассаж «Не хотим болеть»; выполнение упражнений в кроватках (игровые дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой); выполнение упражнений у кроваток: упражнение «Море волнуется раз….», ходьба на месте, с перекатыванием с пятки на носок, с носка на пятки; пробежки по массажным дорожкам: ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др. Длительность каждого отдельного элемента в комплексе оздоровительной гимнастики составляет 2-3 минуты. Главное правило проведения – исключить резкие движения.
Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. На занятиях физической культурой используется система индивидуальных и групповых занятий: классические, игровые, тренировочные, сюжетные, самостоятельные занятия ритмическая гимнастика, занятия серии «изучаем свое тело». Это способствует снижению монотонности, скуки, сами движения и игры доставляют ребенку удовольствие. Занятия по физическому воспитанию проводятся в хорошо проветриваемом помещении три раза в неделю, продолжительность которого предназначена для детей младшего возраста – 15 минут, для старших – 30 минут.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит, прежде всего, наличие развивающей предметно-пространственной среды.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. В группе представлены игрушки, пособия, оборудование, способствующие развитию двигательной активности детей (коляски, лошадки, мячи, надувные игрушки и т. д.). Они размещены в непосредственном доступе. В группе имеются картотеки подвижных игр, физических упражнений, физкультурных минуток, комплексы дыхательных, пальчиковых, корригирующих гимнастик, закаливающих мероприятий. Необходимое спортивное оборудование и инвентарь оказывают стимулирующее воздействие на самостоятельную двигательную деятельность детей.
Также в перерывах между режимными моментами детям предлагается в игровой деятельности ряд подвижных игр в условиях группы: «Веселые танцы», «Веселая дорожка», «Гигантские шаги», «Займи свое место», «Достань до…», «Путаница», «Пройди по стенке» и др. ; игры-пантомимы между занятиями: «Утренняя гимнастика», «Умывание», «Одевание», «Игры со снегом» и др. Дополнительно детям предлагаются разнообразные задания : вспомнить и выполнить упражнения; организовать знакомые подвижные игры, привлекая при этом других детей. Подвижные игры и игры-пантомимы в течение дня составляют 20-30 минут.
Особое место в системе развития двигательной активности дошкольников занимают физкультурные досуги (большие и малые тематические игры здоровья «Здравиада», «Веселые старты», проводимые 1 раз в месяц и физкультурные праздники («Тропинка к здоровью», «Ай, болит», проводимые 2 раза в год. Также проходят совместные спортивные досуги с родителями: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семейные старты».
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Основа жизни в движении», «Двигательная активности дошкольника», «Зимняя прогулка» и т. д.).
Результативность опыта.
Организованная образовательная работа с детьми дошкольного возраста по развитию двигательной активности позволяет добиваться: повышения физической активности до оптимального уровня; повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности; воспитания у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий; стабильной динамики повышения уровня развития физических качеств; эмоционального раскрепощения детей.
Список литературы.
1. Абрамов, Н. Н. К вопросу развития двигательной активности старших дошкольников / Н. Н. Абрамов // Мир детства в современном образовательном пространстве : сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов / редкол. : И. А. Шарапова [и др. ]. – Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2015. – Вып. 7. – С. 5–7.
2. Агеева, Г. Ф. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания : автореф. дис.. канд. пед. наук : 13.00.04 / Агеева Гульназ Фаритовна; Поволж. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. – Набережные Челны, 2013. – 22 с.
3. Мишанина, В. И. Развитие двигательной активности дошкольников / В. И. Мишанина, Е. В. Чернышева // Физическая культура и спорт: воспитание гражданина России. Материалы научной (национальной) конференции / отв. редактор М. А. Правдов. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2018. – С. 73–74.
4. Позднякова, Г. П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. психол. наук : 19.00.07 / Позднякова Галина Павловна; Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). – М., 2006. – 20 с.