Татьяна Лимаренко
Развитие детей дошкольного возраста, с использованием музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Лимаренко Татьяна Владимировна
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию качественного образования дошкольников. Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений в построение предметно-пространственной среды ДОУ. Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир. В жизни каждого ребенка наступает очень важный и ответственный период, когда его интересует буквально все, что попадает в его поле зрение. Малыш познает окружающий мир, а взрослые должны помочь ему в этом, создав среду, направленную на всестороннее развитие личности дошкольника. Пусть его природное любопытство перейдет в любознательность и останется с ним на всю жизнь.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В этом нам помогают созданные в группе мини-музеи. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И, как раз, мини-музей создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельную сферы.
Так как, в условиях дошкольного учреждения невозможно оформить экспозиции, соответствующие требованиям настоящего музея, поэтому их и называют «мини-музеям». Во-первых, «мини» напоминают о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самих дошкольников и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей нельзя оценить по каким-либо критериям, применимым к настоящим музеям, поэтому не требует строгого соблюдения требований, предъявляемых к ним.
Мини-музей особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма. Он может быть создан как в групповой комнате, так и в коридоре, спальне или раздевальной комнате. Не обязательно для этого выделять отдельное помещение, ведь музей можно расположить на стеллажах, полках, ширмах и столах. Экспонаты можно размещать, как в горизонтальном, так и в вертикальном уровне. Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нежелательно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Работа по созданию мини-музея включает в себя :
1. Создание отдельного помещения, как части предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Определение нормативно-правовой базой организации мини-музея ДОУ.
3. Определение тематики музейных экспозиций, их вид.
4. Собрать экспонаты, составить перечень, создать паспорт музейных экспонатов.
5. Создать учебно-методический комплекс, обеспечивающий образовательный процесс
Главная задача при организации мини-музея – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности.
Мини-музей помогает воспитателю поддержать у детей познавательную активность и формировать у них устойчивый интерес к знаниям; закреплять умения самостоятельно добывать, анализировать и применять разнообразную информацию; развивать воображение, творческое и логическое мышление; поддерживать активность, инициативность, любознательность и самостоятельность дошкольников в познании. Помимо этого, каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Все указанные выше направления в работе мини-музея взаимосвязаны и решаются в комплексе. Однако в зависимости от уровня развития и подготовки детей они конкретизируются. Педагогу необходимо помнить о важнейших дидактических принципах построения работы.
1. Принцип систематичности и последовательности.
2. Принцип развивающего обучения.
3. Принцип перспективности.
4. Принцип наглядности.
В мини-музее могут быть представлены предметы и игрушки по теме, иллюстрации и открытки, литература и фотовыставки, выставки детского творчества и персональные выставки. Здесь педагог проводит беседы, тематические занятия, экскурсии, развлечения, викторины, совместные проекты. Дети играют в сюжетно-ролевые и дидактические игры, которые учат общению, умению задавать вопросы и отвечать на них, развивают воображение, интеллект, эмоциональную сферу, способность анализировать и обобщать.
Организация мини-музея позволяет :
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
- проявлять интересы и таланты каждого ребенка, выявлять неповторимую индивидуальность;
- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогами деятельности детей.
Спасибо за внимание!