Ольга Пикалева
Роль пальчиковых игр для развития детей
Пальчиковая игра - это процесс инсценировки стихов или историй при помощи пальцев ребенка и взрослого. Пальчиковые игры прекрасное средство для развития мелкой моторики у детей (младшего возраста 3–7 лет). Это эффективно влияет на общее развитие ребенка и, особенно, на улучшение речи.
Публикация «Роль пальчиковых игр для развития детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пальчиковые игры помогают ребенку развивать эмоциональность, мышление, воображение, исполнительские и творческие способности. Наиболее ярко здесь проявляется индивидуальное своеобразие природных задатков детей. Известно, что у хиромантов (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, "запрятанный" в кулаке, считают признаком слабоумия либо
полного истощения жизненной энергии. "Потому-то, - говорят они, - у
младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того как дитя взрослеет и
набирается ума, кулачок раскрывается". Исходя из этого, можно говорить об
обратной взаимосвязи. Ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что
мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями
пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то
и головка активнее начнет работать.
Движения руки всегда были связаны с речью. Об этом писал еще
В. М. Бехтерев, известный невропатолог и психиатр. Есть даже специальный
«пальцевый тест», с помощью которого психиатры определяют уровень
развития речи ребенка. Дети, которые могут изолировать движения пальцев, уже
способны говорить. Если у ребенка напряженные или, наоборот, вялые
пальцы, которые сгибаются и разгибаются только вместе, с ним надо
позаниматься.
Вам предлагаются игры для «пальцевой гимнастики». Обычно это
инсценировки каких-то рифмованных историй, сказок, исполняемые при
помощи пальцев. Кромевсем известной «Сороки-вороны», есть, оказывается,
множество пальчиковых игр. Опыт показывает: если ребенок усвоит хотя бы
одну такую игру, он захочет придумать новую инсценировку для знакомых
стихов, песенок, рассказов. Поощряя активность и фантазию малыша, мы
«убиваем двух зайцев» сразу. Во-первых, помогаем ему овладеть речью, а также
развиваем творческое мышление : ведь все, происходящее в сказке или
стихотворении, дети показывают только руками, придумывая, как сложить
ладошку «домиком» или показать бегущего человечка.
Активную тренировку пальчиков ребенка можно начинать уже с 10-
месячного возраста. Но помните, что дети до двух лет воспринимают
«пальчиковые игры», выполняемые пока только одной рукой. Трехлетним под
силу освоить игры, где заняты обе руки: скажем, одна рука изображает домик, а
другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырех - пятилетние дети
предпочитают игры со множеством событий. И наверняка будет интересно
«загримировать» (раскрасить) пальцы руки под героев сказки, сделать для них
«костюмы» (можно использовать наперстки, кулечки из цветной бумаги,
отрезанные от ненужных перчаток «пальцы»). Но делать это стоит тогда, когда
малыш уже освоится с «пальчиковыми играми», потому что «костюмы» не
только оживляют, но и усложняют игру.