Ермакова
Расширение словарного запаса детей. Подборка игр и упражнений по лексической теме «Осень»
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольников.
Существуют определенные нормы развития речи, показателем которых, в частности, является количество слов, которые знает ребенок. К концу первого года жизни появляются первые слова (10 15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, биби). На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300 400 слов, к 3 годам — 1000 1500 слов, а в 6-7 лет активный словарный запас составляет от 3500 до 5000 слов.
Публикация «Расширение словарного запаса детей, Подборка игр и упражнений по лексической теме „Осень“» размещена в разделах
Игры и упражнения на развитие активного словаря по лексической теме «Осень»
Игра – это та форма обучения, которая оказывается наиболее эффективной именно в детском возрасте. При этом вам не понадобится каких-то специальных приспособлений, поэтому играть можно практически в любом месте.
Наблюдая за изменениями, произошедшими в природе осенью и обсуждая их, ребенок усвоит:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Для развития словарного запаса ребенка-дошкольника родителям не обязательно специально организовывать пространство для игры и специально выделять время. Играть можно как по пути в детский сад и обратно, так и просто на прогулке.
Виды упражнений по лексической теме «Осень».
1. Называем признак предмета и соотносим с ним определенный предмет.
-Листья осенью какие? (большие, маленькие, осенние, красные, жёлтые, золотые, яркие, зелёные, коричневые, разноцветные, опавшие, сухие, лёгкие, невесомые).
-Небо какое? (чистое, голубое, тёплое, серое, низкое, хмурое, облачное, пасмурное).
-Ветер какой? (слабый, сильный, порывистый, южный, тёплый, ласковый, северный, злой, холодный).
-Солнце поздней осенью какое? (осеннее, холодное, неласковое, грустное).
-Дождь осенью какой? (мелкий, холодный, моросящий, сильный, ливневый, затяжной, ледяной).
-Осень какая? (ранняя, тёплая, солнечная, золотая, яркая, цветистая, разноцветная, поздняя, глубокая, дождливая, холодная, переменчивая, непостоянная). «Угадай профессию». Примеры: человек, который водит машину… (водитель, человек, который продает продукты… (продавец).
2. «Съедобное-несъедобное».
Вы называете «осеннее» слово и бросаете ребенку мяч. Если слово «съедобно» (опенок, мухомор, то ребенок ловит мяч, а если оно обозначает несъедобный предмет, то мяч отбрасывается.
3.«Кто где живет?».
Вы называете животное или птицу и бросаете мяч ребенку. Он ловит мяч, называет место, где живет животное, и возвращает мяч. Примеры: - медведь – в берлоге, лиса – в норе и т. д.
4. Поиск антонимов «Скажи наоборот».
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
. холодная — жаркая,
. хорошая — плохая.
5. Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи».
Люди осенью одеты, (во что) —. ;
школьники идут с портфелями (куда) —. ;
листья на деревьях стали (какими) —. ;
цветы на клумбах (что сделали) —. ;
птицы улетают (куда) —. ;
звери делают на зиму (что) —. ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что) —.
6. Построение монолога «Расскажи об осени по плану» :
1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.
7. Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки».
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму : ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
Игры оказывают значительное влияние на увеличение слов, которые ребенок в дальнейшем будет использовать в своей повседневной речи. Важно использовать как можно больше сложных и незнакомых ему терминов, понятий, подробно объясняя, что они обозначают. Помните о том, что все занятия следует проводить в веселой и непринужденной обстановке, а также хвалить ребенка, даже если его успехи на данном этапе незначительны.