Оксана Узикова
Конспект ООД «Рассматривание сюжетной картины. Пересказ рассказа «Настоящий друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 45»
Рассматривание сюжетной картинки. Пересказ рассказа «Настоящий друг»
(Образовательная область «Речевое развитие»)
Разработала
воспитатель высшей квалификационной категории
Узикова О. А.
с. Мишутино, Сергиево-Посадского района Московской области
24.05.2019 г.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД „Рассматривание сюжетной картины, Пересказ рассказа „Настоящий друг“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
- связная речь: учить пересказывать рассказ по картинке, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей, выразительно передавать прямую речь персонажей.
- словарь и грамматика: продолжать учить отвечать на вопросы, начинающиеся словами почему, зачем, построению фраз с несколькими определениями.
- звуковая культура речи: закрепить представления о значении терминов «слово», «звук», различать на слух и называть слова, начинающиеся на звук (ш, подбирать слово со звуком; развивать артикуляционный аппарат.
Развитие навыков речевого общения, связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательная.
Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей, определять место звука); воспитание самостоятельности, активности.
Учить анализировать собственные поступки и поступки других, показать нравственно - духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях, способности к сопереживанию.
Предварительная работа. Игры «Скок-скок, скок-скок, угадай, чей голосок?»,
«Слова со звуком» (чистоговорки, скороговорки); разучивание пословиц, поговорок о дружбе, чтение сказок «Как собака друга искала», «Рукавичка», «Теремок», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Лиса, кот и петух», «Репка» и т. д. Беседы о дружбе. Просмотр мультфильмов о дружбе «Палочка-выручалочка», «Заюшкина избушка» и т. д.
Слушание песен Шаинского о дружбе.
Материал: сюжетная картинка, конверт с письмом, мнемотаблица к скороговоркам.
Ход организованной образовательной деятельности.
Воспитатель приглашает детей в группу, где звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Какая добрая и светлая музыка нас встречает! Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга.
(Игра на общение)
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель. – Ребята, какой сегодня будет день? (утро? (Хмурый, пасмурный или светлый и солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? (Хорошее, радостное или плохое и грустное)
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. А вот послушай те песенку, в которой поётся, как с помощью улыбки хмурый день становится светлей, радуга просыпается и дружба начинается.
Звучит песня: От улыбки хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснётся
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Припев: И тогда наверняка вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке
С голубого ручейка начинается река
Ну а дружба начинается с улыбки (2 раза повторяется)
Воспитатель. Я хочу с вами поделиться улыбкой. Давайте порадуем своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу и ещё раз поприветствуйте своей улыбкой наших гостей (ЗВУЧИТ МУЗЫКА).
Воспитатель. - Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? (если дети затрудняются ответить, воспитатель напоминает последние строчки из песни (С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки.). Правильно о дружбе!
Воспитатель. - Кого мы называем другом?
(с кем играем, кто делится игрушками, кто помогает, не обижает, умеет договариваться словами и т. д.)
Воспитатель. – А мы дружные ребята? (Давайте покажем, какие мы дружные ребята)
Психогимнастика «Встречаем друзей»
Давай помашем рукой – вот так!
(Дети машут правой рукой, приветствуя друг друга)
Давай помашем другой – вот так!
Обеими вместе помашем дружней.
(Машут двумя руками одновременно)
Вот так мы встречаем друзей!
Давайте обнимем соседа – вот так!
(Обнимают соседа с одной стороны)
Давайте обнимем другого – вот так!
(Обнимают соседа с другой стороны)
Давайте обнимемся вместе, дружней!
(Обнимают соседа и слева, и справа)
Вот так мы встречаем друзей!
Давайте подпрыгнем на месте - вот так! (прыгают на месте)
Давайте подпрыгнем ещё раз – вот так!
Давайте подпрыгнем все вместе дружней –
Вот так мы встречаем друзей!
Вот так!
Воспитатель.
Ребята, сегодня утром я получила письмо. Спросить у ребят, кто разносит письма? - А вы хотите узнать от кого оно? Сейчас я его прочитаю. Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Таня, у нас во дворе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Андрей. Андрей – настоящий друг, очень добрый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Андрей помог. Вот что однажды произошло…»(А дальше ничего не написано, а какая-то картинка). Воспитатель. - Я кажется, поняла и сейчас расскажу вам по картинке, что произошло с Таней!
Образец рассказа.
Летом на поляне играли трое друзей – Таня, Витя и Андрей. Таня подбрасывала мяч и ловила. Ей было очень весело. Вдруг Витя выхватил у Тани мяч и крикнул: «Я тоже хочу играть с мячом!» Таня заплакала. Тогда Андрей пожалел Таню. Он сбегал домой и принёс воздушный шар. Андрей протянул красивый, блестящий, воздушный шарик Тане и сказал: «Возьми, Таня, не плачь! Давай играть вместе!»
(Работа у магнитной доски, можно сесть на стульчики). Воспитатель показывает сюжетную картинку и предлагает детям внимательно рассмотреть, а потом задаёт вопросы.
Вопросы к сюжетной картине.
-Когда это было? В какое время года? (Летом)
-Где это случилось?
-С кем играла девочка Таня?
-Кто забрал у Тани мяч?
-Хорошо поступил мальчик Витя?
-Почему Таня заплакала?
Воспитатель. Если плачет кто-то рядом,
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите «Почему?»
Это, дети, сделать надо,
Плохо плакать одному!
Вопросы.
- Кто принёс воздушный шар Тане?
-Зачем Андрей принёс Тане воздушный шарик?
-Что сказал Андрей?
-Кто поступил как настоящий друг?
-Как поступил Андрюша? (как настоящий друг)
-Кто поступил по – доброму?
-С кем девочка Таня будет дружить?
-Кому Таня даст свои игрушки?
Воспитатель: - Сегодня, ребята, вы будите пересказывать рассказ, который называется «Настоящий друг». Будьте внимательными.
Повторное чтение рассказа.
Можно использовать приёмы вызова детей.
Приемы вызова детей: 1) выберем первого рассказчика по считалочке : «Друзья» 1-2-3-4-5-нам друзей не сосчитать, а без друга в жизни туго, 1-2-3- выходи скорее ты! ; 2) тот, кто скажет, что бывает красным и. т. д.
(Затем дети пересказывают рассказ, во время которого взрослый следит за полнотой, связностью, последовательностью речи, отсутствием пауз)
Физ / минутка.
«Воздушный шар» (с артикуляционной или дыхательной гимнастикой)
(Дети образуют круг, берутся за руки и повторяют движения за педагогом в соответствии с текстом.)
С мамой в магазин ходили (идут по кругу)
Шар воздушный там купили (поворачиваются лицом в центр круга, держась за руки выполняют «пружинку»)
Будем шарик надувать (губки «трубочкой»)
Будем с шариком играть.
Шар воздушный, надувайся (идут назад, расширяя круг, маленькими шагами.)
Шар воздушный, раздувайся.
Надувайся большой (хлопают в ладоши). Да не лопайся!
Шар воздушный улетел (поднимают руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону.)
Да за дерево задел (ставят руки на пояс, медленно приседают, произнося: «Ш-ш-ш-ш».)
И….лопнул.
(2-вариант упражнение «Шарик» (вставить между рассказами)
Шарик мой воздушный.
Какой ты не послушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик! Шарик вернись!
(Поднять руки вверх-вдох, медленно опускать вниз-длительный выдох с произнесением звука [ш-ш-ш].
Игра «Кто внимательный» (Найти на картинке предметы в названии которых есть звук [ш], назовите)
Определение места звука в слове шар, шорты (в начале, в середине, в конце слова «Звуковой домик».)
(Вспомнить скороговорки, чистоговорки с этим звуком)
Можно чистоговорки по картинке.
Скороговорки.
• Шесть мышат в камышах шуршат
• На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка
• Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила. Мышки сушек кушать стали, мышки зубики сломали.
Итог занятия. О чём мы сегодня с вами говорили? (О дружбе).Про кого мы сегодня рассказывали? (про ребят Таню, Андрея и Витю). Как поступают настоящие друзья? - Оля, кого ты можешь назвать другом или подругой? Почему? (можно привести 2-3 примера)
(Можно вспомнить пословицы и поговорки о дружбе)
Пословицы и поговорки о дружбе.
1. Друг познаётся в беде.
2. Старый друг лучше новых двух.
3. Для друга ничего не жаль.
4. Без друга в жизни туга.
5. Человек без друзей, что дерево без корней.
6. Нет друга ищи, а нашел, береги.
(Звучит песня «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, вот что значит настоящий верный друг….»)
Литература: Т. А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи у дошкольников»; Ю. Соколова «Развитие речи» (Готовимся к школе по интенсивной методике); В. В. Гербова «Развитие речи детей 4-5 лет»; О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет»; М. Коновская «Считалки и скороговорки для развития речи». (Дерево дружбы с ладошками)