Вера Рахматуллина
Раскрытие творческого потенциала личности дошкольника в проектной деятельности по краеведению в практике работы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Раскрытие творческого потенциала личности дошкольника в проектной деятельности по краеведению в практике работы ДОУ
Актуальность.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Публикация «Раскрытие творческого потенциала личности дошкольника в проектной деятельности по краеведению в практике работы ДОУ» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Реализуемая сегодня во всех ДОУ нашего района, комплексная программа воспитания и развития дошкольников «От рождения до школы» (Н. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) задачи воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной природе, дому, краю, селу, Родине, а также приобщения ребёнка через патриотизм к творчеству решает чисто формально.
Анализ имеющейся литературы по патриотическому воспитанию дошкольников показал : несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данной теме, ни программ, ни методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого материала с выходом на творческий потенциал детей нет.
Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к материалам краеведческого содержания также низок: 69% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего, а тем более творческого потенциала.
Цель и задачи обобщения опыта.
Цель: Развитие творческих способностей детей старшего возраста через использование проектной деятельности по краеведению в практике работы педагогов МБДОУ.
Задачи:
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
• создание культурно – образовательной среды в группе для творческого развития воспитанников;
• повышение компетентности родителей в решении задач, связанных с применением технологии проектной деятельности через краеведение;
• объединение усилий семьи, педагогов и социальных партнеров по вопросам развития у старших дошкольников творческого потенциала на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего края;
• воспитание нравственно – патриотических качеств у всех единомышленников воспитательного процесса: гуманизма, гордости, желание сохранить и приумножить богатства своего родного края, страны.
Новизна и оригинальность идеи состоит в интеграции краеведческих знаний в системе воспитательно-образовательной работы через развитие разных видов детской творческой деятельности : игровую, познавательную, двигательную и др.
Тщательно продуманная интеграция краеведческих знаний в различные образовательные области позволило сохранить актуальность программы (М. Васильевой) при вступлении в силу новой редакции комплексной программы Н. Вераксы «От рождения до школы», переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Основные направления реализации опыта
Работа по развитию творческого потенциала личности через воспитание любви к малой родине осуществлялась по следующим направлениям:
Практическая значимость опыта
Практическая значимость представленного опыта работы состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения. Предлагаемый материал подскажет педагогам и родителям как развивать у детей творческие наклонности, растить их здоровыми, крепкими, как научить ценить свое здоровье, ответственно относиться к нему.
Представленный опыт по применению в краеведческой работе современных подходов к организации различных видов детской творческой деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности позволит повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, позволит увлечь в игру, проявить свои способности, а это уже почто 100%-ный результат успеха.
Реализация проекта предоставляет педагогу следующие возможности:
- на уровне районной методической работы – дает возможность широкого распространения и трансляции накопленного по данной теме положительного опыта и практики; представление накопленного материала на открытых мероприятиях разного уровня, посвященных развитию «одарённости детей» через патриотическое воспитание детей.
Педагогические условия и особенности применения опыта
К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:
• реализация через программу Вераксы «От рождения до школы» творческой проектной, игровой и продуктивной деятельности в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в старших группах;
• использование методов развития познавательной активности и творческого воображения;
• применение в педагогическом процессе при работе с детьми ИКТ, исследовательская и проектная деятельность;
• создание в группе богатой предметно-развивающей среды - уголка краеведения
• активное внедрение педагогических технологий: здоровьесберегающих, личностно – ориентированного обучения, проектного обучения, педагогики творческого сотрудничества, игровых технологий;
• включение совместной работы с родителями в проектную деятельность для реализации творческих задатков ребёнка;
• использование на каждом занятии наглядного материала для более полного раскрытия творческой личности воспитанника. .
Для этого педагогами был разработан перспективный план, состоящий из
следующих блоков:
- Моя семья.
- Истоки патриотизма
- Родная страна
Каждый блок включает различные виды проектов, отличающиеся по продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие, игровые, исследовательские, индивидуальные, межгрупповые, групповые.
В содержание проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы : занятия, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах, практических занятиях, акциях.
Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».
Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на интересующие его вопросы
–ему помогает педагог. Развивая творческую и поисковую активность в ходе
реализации проектных методов обучения педагог учитывает ряд
особенностей: уважение к личности ребёнка, принятие его целей, интересов,
создание условий для самоопределения и самореализации.
Исследовательско-творческий проект «Удивительное рядом» (Приложение №3, в рамках блока «Истоки патриотизма» помог детям познакомиться с достопримечательностями родного села Клязьминского Городока, красотой и богатством нашего Владимирского края.
Данный проект объединил следующие формы работы : экскурсии по
экологической тропе, экскурсии по селу, исследовательскую работу детей и взрослых со старожилами села, поход в библиотеку сельского ДК, посещение школьного краеведческого музея.
Знания, полученные во время экскурсий, цикла познавательных занятий в библиотеке, школьном краеведческом музее, способствовали раскрытию творчества ребят : написаны стихи собственного сочинения, оформлены выставки «Моё родное село»
Дети группы приняли участие в районном конкурсе творческих работ «край мой родной!», в котором и стали лауреатами.
Участие в межгрупповом творческом проекте «Самая красивая цветущая клумба», где дети сами учились создавать, сажать и ухаживать за многочисленным количеством цветущих растений, радующих глаз своим яркими брызгами цвета и, конечно, созданием вместе с родителями фигурок сказочных зверей, окружающих клумбу. Это способствовало воспитанию любви к природе, заботливому отношению к ней через развитие творческих идей проекта.
Прекрасные возможности творческого проявления патриотизма всех участников можно было наблюдать во время работы над проектом «Истоки патриотизма» (Приложение №4, Знакомство с историей своего края, славными традициями и знаменитыми людьми села воодушевили старших дошкольников на создание цикла рисунков о родном селе, реке Клязьме, достопримечательностях бывшего города Стародуба. Стали победителями в номинации «Стародубская земля талантами всегда полна» в районном конкурсе творческих проектов ДОУ.
Развитие поискового поведения происходит в опытно-исследовательской деятельности. Наличие познавательной литературы в группе «Большая книга занимательных опытов», «Большая книга экспериментов для дошкольников» дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Дети при поддержке педагога становятся авторами индивидуальных исследовательских проектов : «Воздух –волшебный художник», «Дерево – жизнь». «Клязьминский родник – целитель здоровья».
Итоги освоения содержания опыта
Достижения творческого роста ребенка (Что нас радует)
• У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в центральных улицах поселка. Знает и стремится выполнять правила поведения в нем.
• Ребенок проявляет интерес, любознательность по отношению к родному краю, его истории, необычным памятникам, к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к поселку, району, краю.
• С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музеев.
• Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к его жителям.
• Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности : рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
•