Елена Борзенкова
Составление описательного рассказа. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Рассказ о зиме»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Обобщение представлений о зиме, как времени года
Образовательная
1. Учить детей составлять небольшой, связный рассказ (из 5-6предложений, по опорным схемам.
Развивающая
2. Развивать слуховое внимание, восприятие через слушание музыкальных произведений, вербальную память.
Воспитательная
3. Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Основная образовательная область «Коммуникация».
Публикация «Составление описательного рассказа, Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Рассказ о зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Интегрированные образовательные области: познание, социализация, художественное слово, безопасность, музыка.
Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, поисково – исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.
Словарная работа: рассказывать пословицы о зиме, называть приметы зимы.
Оборудование: машинка маленькая, вата, кубики, нитки, карандаши, схемы, пиктограммы,1/4 листа бумаги.
Предварительная работа: наблюдение, беседа, экскурсии, рассматривание иллюстраций, рисование зимнего пейзажа.
Дети входят в группу. Ребята посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся. Здороваются с гостями.
Психологический настрой, вводный организационный момент.
Воспитатель загадывает загадку:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
-Почему вы так думаете?
Правильно! Вы знаете пословицы о зиме?
• Зимой без шубы не стыдно, а холодно;
• В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.
• Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
• Солнце на лето, зима на мороз;
• Два друга мороз да вьюга;
• Береги нос в большой мороз.
• Готовь сани летом, а телегу зимой
• Декабрь год кончает, зиму начинает
• Зима без снега — лето без хлеба.
• Зимой в сусек не сыплют.
• Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.
• Зимою шубка не шутка.
• Много снега — много хлеба, много воды — много травы.
• Мороз не велик, да стоять не велит.
• Не было бы снегу, не было бы и следу
• Зимой солнце сквозь слезы смеется.
• Зима — не лето, в шубу одета.
• В зимней шубке и морозы — шутка.
• В зимний холод всякий молод.
Актуализация опорных знаний
Сегодня мы с вами будем составлять рассказ о зиме.
А какие признаки зимы вы знаете. Ответы детей. Хорошо!
Закройте глаза, послушайте.
Звучит музыка «Вьюга» Чайковского
Как вы думаете, какую погоду отображает эта музыка
Как вы догадались
Послушайте еще одну музыкальную композицию.
Что вы можете представить слушая ее?
Д/игра «Признаки зимы»
Сейчас мы соберем снежный ком из признаков зимы. Возьмите по кусочку ваты, это маленький снежок.
Я называю, какая зима, следующий повторяет мой признак и называет свой, добавляя комочек снега к моему, передает дальше.
Молодцы! Какой большой у нас получился снежный ком.
Д/игра. «Послушай и хлопни»
Послушайте внимательно, хлопните, если услышите ошибку.
Наступила зима.
Прилетели скворцы.
Земля укрыта белым покрывалом.
Медведь в лесу собирает малину.
Дети катаются на горке.
Мы сегодня едем купаться на речку.
На коньках катаются по льду.
Не идется и не едется
Потому что, гололедица.
Часто говорят на дорогах гололедица. Что это такое? Гололед, очень опасен не только для пешеходов, но и для машин. Почему?
Экспериментальная деятельность.
Опыт «Гололедица»
Давайте мы с вами проведем опыт.
Найдите в группе место, которое на ощупь было бы похоже на асфальт.
Какой асфальт на ощупь? (Шершавый).
Дети ходят по группе, трогая руками горизонтальные поверхности.
А какой лед? (Гладкий)
Асфальтом может служить ковер, а льдом линолеум.
Небольшую машинку сначала прокатим по ковру, (асфальт) Отметим кубиками начало и конец пути.
Затем эту же машину пустим по гладкой поверхности по линолеуму.
Путь машинки на линолеуме получился значительно длиннее. Определяем это при помощи сравнения. Так как катали машинку в разных местах на глаз не возможно сравнить отрезки пути. Чем можно измерить расстояние? Если дети затрудняются надо предложить измерить расстояние на ковре ниткой, приложив нитку от одного кубика к другому. А на линолеуме предложить самостоятельно измерить. Затем сравнить нитки по длине и тогда только делать вывод о том, что на скользкой дороге машине остановиться труднее.
Планирование последовательности рассказа
Мы вспомнили приметы зимы, сейчас будем составлять рассказ о зиме (на доске выставляются схемы – план рассказа).
С чего можно начать, а начнем мы с солнца.
Что можно сказать о зимнем солнце?
Какое небо, какие облака?
Чем покрыта земля?
Что происходит с деревьями зимой?
Во что одеты люди зимой? Почему?
Какие изменения происходят у животных с приходом зимы?
Расскажите об изменениях в жизни птиц.
Чем заняты дети зимой на прогулке?
Динамическая пауза
Сейчас мы с вами изобразим рассказ с помощью движения.
Солнышко зимой светит, но не греет.
Небо зимой серое, покрыто облаками. Облака большие, хмурые. Часто идет снег плавно опускаясь на землю. Но вот подул ветер, закружил снежинки и понеслись они по всей земле, укутывая землю словно пушистым покрывалом. Деревья стоят голые и не движимы, как будто уснули. Люди надели теплые шубы, шапки, сапоги. Животным зимой в лесу голодно и холодно. Вот зайчик притаился за кочкой у дерева и грызет кору. Тихо крадется лиса, учуяла под снегом мышку стала рыть снег. Только медведю не чего не надо, он спит себе спокойно в своей берлоге. Все перелетные птицы улетели в теплые края. Прилетели снегири и клюют рябинку, серые воробушки собирают крошки. Давайте и мы покормим птичек. Дети зимой катаются на лыжах, коньках, лепят снеговиков и играют в снежки.
Составление описательного рассказа о зиме.
Я начну, а вы продолжите. Дети по цепочке продолжают.
Один ребенок полностью самостоятельно составляет обобщающий рассказ.
Молодцы! Какой красивый у вас получились рассказ.
Скажите, пожалуйста, чем вам нравится зима, чем не нравится.
Садитесь за столы. Наше занятие мы закончим рисунком. У вас на столах лежат 2 карандаша. Возьмите карандаш в правую и левую руки Нарисуйте двумя руками сразу, одновременно, из одной точки начиная, один предмет из нашего рассказа и подарите его нашим гостям.
Итог:
Сегодня мы говорили о зиме и ее признаках. Составляли рассказ о зиме. Я надеюсь, что вы теперь сами сможете научить своих родителей составлять рассказ.