Самарина Татьяна Васильевна
Ранняя профориентация как одно из направлений социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандар-те дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное разви-тие» изложены задачи по развитию позитивного отношения к различным видам труда у детей дошкольного возраста.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании первоначаль-ных представлений о профессиях. В детском саду дети знакомятся с разнооб-разными профессиями. Дошкольный возраст детей является наиболее благо-приятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет проявлять у детей активный интерес к разным профессиям. Полученные знания помогут детям расширить их представления о работе родителей, бабушек и дедушек, побольше узнать о их рабочем месте, что именно выполняют они на работе.
Публикация «Ранняя профориентация как одно из направлений социализации дошкольников» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формирование начальных представлений у дошкольников о труде взрос-лых – это необходимое направление деятельности дошкольной образователь-ной организации. Знакомство детей с разными профессиями осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования. Ранняя профориентация в детском саду проводится не с целью подготовки детей к осознанному выбору профессии, а направлена на развитие личности ребенка, проявление инициативы, самостоятельности, положительного отношения к разным видам труда.
Так же в дошкольном возрасте дети получают первоначальные трудовые навыки и умения: ребенок учится рисовать, лепить, строить из конструктора, мастерить поделки из разных материалов, выполняет несложные трудовые по-ручения по уходу за растениями и животными, помогает родителям в быту. Эти действия вызывают интерес к труду, составляют основу воспитания положительного отношения к любому виду деятельности, обогащают знания детей о труде взрослых. Чем больше разных умений и навыков получает ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
В связи с этим в нашем МДОУ проводится определенная работа в этом направлении. Данная работа организуется через следующие виды деятельности: совместную деятельность взрослого с детьми; через деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д. ; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников; через реализацию проектов.
Творческой группой детского сада был разработан план профориентаци-онной работы в МДОУ, в рамках которого была проведена работа с детьми, педагогами, родителями воспитанников МДОУ.
Одним из доступных и эффективных способов знакомства детей с тру-дом взрослых являются наблюдения и экскурсии. Наблюдение за трудом людей является одним из мощных факторов социализации ребенка.
Во время экскурсий по детскому саду обращаем внимание детей на большое количество сотрудников занятых разной работой. На кухне работают повара и их помощники, они готовят еду для всех детей. Познакомили детей с работой оператора стиральных машин. Дети с интересом наблюдали, слушали. Посетили медицинский кабинет. Медсестра рассказала о своей профессии. Так постепенно мы познакомили детей с работниками разных профессий занятых в детском саду. Процесс познания происходит в активной, предметно-наглядной форме, когда ребёнок напрямую видит, слышит, осязает, как трудятся люди, узнаёт, как важны результаты этого труда для людей. Воспитательная эффективность знакомства детей с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны необходимо обратить внимание детей. Взрослый, по мере возможности, привлекает детей в трудовой процесс, давая им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. При ознакомлении детей с трудом взрослых мы как правило, используем наглядные и практические методы умело сочетаем их со словесными. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Ознакомление с профессиями детей дошкольного возраста подводит к пониманию того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества –труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи бережного отношения. Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.
В процессе таких экскурсий дети не только получают новыми впечатле-ниями, но и прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, ка-кие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют ра-ботники детского сада.
Отсюда возможно обобщение: труд это проявление заботы людей друг о друге. Освоение детьми такого понятия дает возможность при последующей работе каждый новый вид деятельности взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим.
После возвращения в группу обязательно с воспитанниками обсуждали то, что увидели. Дети делились тем, что особенно запомнилось или понрави-лось. Любое обсуждение заканчивалось продуктивной деятельно-стью (рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппли-кацией, сюжетно-ролевыми играми).
Сюжетно-ролевая игра является незаменимым помощником в приобще-нии детей к миру профессий. Она возникает в том случае, когда у ребенка име-ются определенные знания и представления о каком-нибудь событии или явлении, которое ему интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие. И чем больше у дошкольника знаний о разных профессиях и действиях, которые выполняет взрослый в рамках свой профессиональной деятельности, тем разнообразнее сюжет и интереснее игра ребенка. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения.
Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактические игры способствуют закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь.
К праздникам 23 февраля и на 8 марта были организованны выставки на тему: «Мой папа на работе» и «Моя мама на работе», где на фото были сфотографированы мамы и папы на своей работе.
С родителями проводится следующая работа:
- рекомендации родителям «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;
- анкетирование на тему: «Моя роль в подготовке ребенка к труду и вы-бору профессии»;
- организация фотовыставки среди родителей «Профессии наших родителей».
- консультации для родителей «Знакомство с профессиями взрослых»;
Работа по организации профориентации дошкольников в нашей группе принесла положительные результаты. Дети получили знания о профессиях, используя при этом также традиции народного фольклора : пословицы, поговорки о труде, орудиях труда, научились составить описательный рассказ о профессии. Они стали более самостоятельны и в свободной деятельности широко применяют свои знания, используют для этой цели атрибуты и наряды.
Таким образом, формирование знаний у дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы. В перспективе мы планируем продолжать работу по данному направлению, так как знакомство детей с трудом взрослых содержит большие возможности в решении задач нравственного и трудового воспитания. Дети получают знания не только о профессиях, но и об отношении взрослых к труду, о важности труда в жизни человека. Полученные знания являются основой воспитания у дошкольников уважительного отношения к труженику, интереса к его работе, желания помогать взрослым, подражать их действиям. Дети начинают осознано относятся к результатам труда человека, к вложенным в него усилиям, становятся доступными нравственно-ценностные мотивы, побуждающие к деятельности.