София Алексеева
«Радостью важно делиться: поэзия для детей, или что читать с ребёнком 2–3 лет.»
▼ Скачать + Заказать документы
«Радостью важно делиться: поэзия для детей, или что читать с ребёнком 2–3 лет.»
Любите ли вы книги так, как люблю их я? Одно из моих любимых занятий – рассказывать и показывать книги другим. Я как библиотекарь, педагог детского чтения, воспитатель и просто библиофил и мама искренне рекомендую увлечённо читать, потому что чтение – процесс совместный и творческий, который обладает удивительным терапевтическим эффектом уединения, объединения и познания мира. С младенческого возраста дети чувствуют ритм речи, определяют интонацию, потому и мир познают в большей степени на слух. И именно тут немаловажную роль играют родительские интонации, разговор, чтение. Фольклорные потешки, пестушки, прибаутки – первые литературные азы малыша, на смену которым приходит стихотворное творчество.
Публикация «„Радостью важно делиться: поэзия для детей, или что читать с ребёнком 2–3 лет,“» размещена в разделах
Поэтическая речь кардинально отличается от обычной - разговорной речи. Она насыщена яркими образами, зрелищна, красочна, фонетически богата и воспринимается как песня. Ребенок чувствует эти особенности и интуитивно тянется именно к таким произведениям. А четкие, звонкие, легко запоминающиеся рифмы, которые присущи всем детским стихотворениям, позволяют малышу без особых усилий выучить произведение за несколько повторений.
В свою очередь повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга. В то время, когда ребенок занимается с логическими развивающими играми или игрушками у него усиленно работает только левое полушарие мозга, а при повторении и заучивании стихов активно действует весь мозг.
И я хотела бы поговорить о том, какие стихи и каких авторов читать ребёнку. Конечно, никто не отменял классику – стихотворения Агнии Барто, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, Юнны Мориц, Генриха Сапгира, Саши Чёрного, Даниила Хармса, Александра Введенского, Ирины Токмаковой должны присутствовать в литературном чтении ребёнка, потому как четверостишия Барто о близком и понятном детском мире так легко ложатся на слух, простые добрые истины есть в стихотворениях Михалкова, шутки и перевёртыши в поэзии Чуковского и Мориц, бесконечная доброта, глубина и обаяние в стихах Эммы Мошковской и Ирины Токмаковой. За одного только «Лошарика», перечитанного вдоль и поперёк, я благодарна Сапгиру, а Маршаку за «Курочку Рябу и десять утят». Если взять любого из перечисленных авторов, то у каждого есть свой стиль письма, а стихотворных жемчужин в творчестве много – читайте с ребёнком и открывайте для себя только вам понятные и любимые строки.
Отдельно, пожалуй, замолвлю я слово за двух поэтов – Романа Сефа и Ирину Токмакову, потому что они – это что-то родное и доброе из детства, эти строчки не просто хочется читать, не просто слушать, а слышать потом послевкусие, лёгкий отзвук, смаковать и возможно даже прицокивать язычком «Ах как хорошо! Ах как правильно!». Потому что правильно и просто – о главном.
***
Ходит солнышко по кругу,
Спит в лесу лосиха,
Мы идем с тобой по лугу
Тихо, тихо, тихо.
Мы походим по опушке,
Мы найдем тропинку.
Вон сорока на верхушке
Клювом чистит спинку.
Вон на камне придорожном,
Словно вросшем в землю -
Осторожно, осторожно!
Ящерица дремлет.
Слышишь, звякнул колокольчик
На лесной лужайке.
Есть у нас магнитофончик,
Маленький всезнайка.
Он на тоненькую пленку
Пишет разговоры:
Что сказал комар зайчонку,
Лягушачьи споры.
Целый день он с нами ходит,
А настанет вечер,
Разговоры переводит
В звуки нашей речи.
Тихо, тихо. Ни словечка.
Мы нажали кнопку.
Так о чем спросила речка
Узенькую тропку?
И о чем поведал ветер
Листьям дикой груши?
Мы узнаем все на свете.
Посиди. Послушай.
(Токмакова Ирина)
***
На свете все
На все
Похоже:
Змея –
На ремешок
Из кожи;
Луна –
На круглый глаз
Огромный;
Журавль –
На тощий
Кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму;
Я – на тебя,
А ты –
На маму
(Р. Сеф)
***
Потихоньку
Снег сошел,
Почернел
И стаял.
Всем на свете
Хорошо:
В роще -
Птичьим стаям,
На деревьях -
Лепесткам,
Клейким и пахучим,
В синем небе -
Облакам
Легким и летучим.
Лучше всех
На свете - мне:
По сырой тропинке
Я бегу
Лицом к весне,
Промочив ботинки.
(Р. Сеф)
В своём обзоре, однако, я хочу рассказать про современных детских поэтов, потому что громкие классические имена сейчас знают, читают, любят, но ведь появился целый пласт поэзии современной, которая тоже занимает уже определённую нишу и это наша современность, мимо которой проходить не хочется, потому что она свежа и прекрасна. Сложно прочитать и познакомить ребёнка со всем, но с каждым по чуть-чуть – необходимо, потому что разные стихи открывают для ребёнка разные сферы – это и воображение, и игра слов и смыслов, речь, мировоззрение, психология и, в конце концов, общий кругозор. Поэтому, на мой взгляд, невозможно зацикливать читательское настоящее любого ребёнка только на классике, ведь поэтический мир, современный, обширен и богат на имена, а книгоиздательство набирает обороты, включая авторов российских и зарубежных.
Если говорить об истории и классике, то обязательно в каждую библиотеку, каждому маленькому читателю большого города я бы посоветовала познакомиться с книгой Иосифа Бродского «Баллада о маленьком буксире» с иллюстрациями Игоря Олейникова. Удивительный дух и атмосфера книги, где текст и картинки настолько сплетаются воедино и завораживают и больших, и маленьких читателей. Вот что важно, на примере конкретной книги, уделять внимание иллюстрациям. Детская книга должна воспитывать в ребёнке гармоничное, эстетическое чувство.
Я — буксир.
Все они — это мой экипаж.
Мы плывем.
Перед нами прекрасный пейзаж:
впереди синева,
позади синева,
или кранов подъемных
вдалеке кружева.
На пустых островках
зеленеет трава,
подо мною залив
и немножко Нева.
Облака проплывают
в пароходных дымках,
отражаясь в воде.
Я плыву в облаках
по прекрасным местам,
где я был молодым,
возле чаек и там,
где кончается дым.
Михаил Яснов – поэт современный, я знакома была с ним лично в годы работы в Ленинградской областной детской библиотеке, однако возможно многие так же хорошо с ним знакомы по стихотворениям, записанным на виниловые пластинки. У Яснова одно из излюбленных занятий – игра: в слова, рифмы, образы, потому и детские стихотворения его так просты, понятны и улыбчивы. У стихов Михаила Яснова есть еще редкое свойство – разнообразие настроений: с его строчками и улыбнуться, и погрустить, и удивиться, и задорно воскликнуть, и азартно рассмеяться.
Случай на железной дороге
Во взрослом вагоне
Ехали пони.
А в детском вагончике
Ехали… пончики!
Самое доброе слово
В джунглях тигрёнку не спится.
Говорит ему мама тигрица:
— Спи, мой тёплый котёнок!
А в доме котёнку не спится,
Но кошка не будет сердиться —
Носом в котёнка потычет
И промурлычет:
— Спи, мой храбрый тигрёнок!
Все мамы на свете
Такие, как эти.
И если ночью не спят их дети,
Они укачают их снова,
Полижут,
Погладят
И быстро найдут
Самое доброе слово!
«Шу-шу» и «фыр-фыр»
Мы принесли домой ежа —
Всю ночь по комнате кружа,
Он топал, топал, топал.
Стучал ногами об пол.
Наверно, думал бедный еж:
«Вот этот круг сейчас пройдешь —
И будешь на свободе,
В лесу ли, в огороде…»
Двадцатый круг, тридцатый круг —
Но где он, лес? И где он, луг?
Как путь нелеп и тяжек
Вдоль гладких деревяшек!
Мы распахнули дверь ежу —
И он ушёл в своё «шу-шу».
И в свой «фыр-фыр».
И в свой «топ-топ» —
В огромный мир ежиных троп.
Михаил Яснов ещё и переводчик, поэтому смело и горячо я рекомендую в его переводе книги Кармы Уилсон про Медведика – «Медведик спит», «Рождество Медведика», «Медведик просыпается» и «Новый друг Медведика». Стихи с рисунками Джейн Чапмен настолько настоящие и живые, что хочется встретить и подружиться с этим героем и его друзьями. Но главное, самое главное – читая, соблюдайте интонации: рычите, пищите и топайте в так – вам понравится:
Когда Медведик просыпается
Когда весна в глуши лесной
По тропкам пробирается,
В своей берлоге под сосной
Медведик просыпается.
Медведик слаб, Медведик худ,
Поесть бы что - нибудь. А тут -
Среди весенней травки -
Личинки да козявки!
Медведь жует,жует,жует,
Одной травой набил живот.
Но хочется еще!
Совершенно нельзя обойти и пропустить такого чудесного поэта как Марина Бородицкая. Ее стихи - и лиричные, и нежные, и веселые, и остроумные. «Книга - лучший витамин» считает Марина, а на вопрос «почему Вам нравится быть писателем?» отвечает: «Потому что я чувствую себя счастливчиком, которому в самолете, или там в автобусе, совершенно случайно досталось место у окна. И мне нравится толкать соседа локтем в бок и кричать: «Смотри, смотри!». И её «смотри» в стихотворной форме действительно как отличные «витаминки» для поднятия настроения:
Рыбкин телевизор
Пруд замерз. Каток открыт!
Вальс гремит. Фонарь горит.
Подо льдом вздыхает рыбка
И подругам говорит:
«Поздний час, пора в кровать,
Я детей устала звать,
От фигурного катанья
Их никак не оторвать!»
Медвежья школа
Первого апреля,
В первый день ученья,
Пишут медвежата
В школе сочиненья.
Вывешена тема
На большой сосне:
"КАК Я ПРОСПАЛ КАНИКУЛЫ
И ЧТО ВИДАЛ ВО СНЕ".
Лесное болотце
Лужица!
Скажи на милость,
Как в ней столько
Уместилось?
Головастиков три штучки.
Небо.
Половина тучки.
Ветка ивы.
Птица зяблик.
И корявый
Мой кораблик!
Кроме того Марина Бородицкая переводчик известного и полюбившегося сегодняшним детям «Груффало» Джулии Дональдсон – этого презабавнейшего рассказа в стихах о маленьком смелом мышонке.
Писатель, с которым я также знакома – Михаил Махотин. Писатель удивительно интеллигентный, открытый и добрый и стихотворения его такие же, вкрадчивые, настоящие, весёлые и лирические, с нотой добра и нежности:
Плохая привычка
Крошил я горбушку,
И мама, вздыхая,
Сказала,
Что это
Привычка плохая.
Тогда из фанеры
Я сделал кормушку.
В неё докрошил я
Ржаную горбушку.
И стала хорошей
Плохая привычка.
Приятного вам аппетита,
Синичка!
Пластилиновый пёс
Не сердись на меня,
Пластилиновый пес,
Получился кривым
Пластилиновый нос,
Пластилиновый хвостик
Висит, как шнурок,
И немного помят
Пластилиновый бок.
Я потом, может быть,
Тебя снова слеплю.
А сейчас я тебя
И такого люблю.
А однажды по радио я услышала стихотворение «Летняя версия» - было как раз лето, речка, ребёнок, который бегал по бабушкиной даче и я как-то сразу стала цитировать эти строчки Анны Игнатовой:
Здравствуй, поле, здравствуй, речка!
Здравствуй, дача дедова!
Принимайте человечка
Городского, бледного!
Вот что пишет Анна Игнатова о своём творчестве: «Я познакомилась на сайте с прекрасным детским поэтом Галиной Дядиной, и Галина рассказала обо мне Михаилу Давидовичу Яснову. Встречу с Михаилом Ясновым я считаю отправной точкой своего творческого пути. До этого были просто подходы. Благодаря Михаилу Давидовичу, вышли мои публикации в одесском юмористическом журнале «Фонтан» и детском журнале «Кукумбер». А недавно, в августе, несколько моих стихотворений опубликовал горячо любимый с детства журнал «Мурзилка». Анна Игнатова поэт достаточно молодой, но разве имеет значение её опыт, стаж и количество написанного, если качество – вызывает улыбку и желание выучить наизусть.
Над и Под
Пруд становится катком
в январе.
Можно бегать на коньках
детворе.
Я упал, хотел подняться
и вдруг
Красных рыбок увидал
пару штук!
Если честно, представляю с трудом:
Как там рыбки –
без тепла,
подо льдом!
Но возможно,
на румяных ребят
Рыбки тоже изумленно глядят…
Листик лилии
на дне теребя,
Удивляются они
про себя,
Отрываясь иногда от еды:
«Как там люди –
надо льдом,
без воды!»
Или вот Галина Дядина, которая оказалась связующим звеном между Анной Игнатовой, Михаилом Ясновым и выходом «в свет» - тоже прекрасный детский поэт. С которым я сама познакомилась недавно и случайно. В детской библиотеке нашла замечательную во всех отношениях книгу «Уважаемые мишки». И уже к вечеру мы с ребёнком по кругу зачитывались и перечитывали забавные стихотворения, а я параллельно отправляла их всем знакомым мамам, потому что радостью важно делиться. В стихах Дядиной столько лукавства, озорства, юмора, что читать и перечитывать их одно удовольствие, а делать это я настоятельно рекомендую.
Муравей
В густой-густой-густой траве
Пропал однажды мураве…
Ведь он не слон и не жираф,
А просто маленький мурав…
Обычный гриб — уже гора
В сравненьи с капельным мура…
И даже листик чересчур
Велик для крошечного мур…
И кто в траве отыщет му… —
Дарю корову я тому!
Весна не наступила
Весна не наступила,
Не наступило лето,
А всё из-за обёртки,
А всё из-за билета,
А всё из-за скорлупки,
А всё из-за бутылки,
И дует зимний ветер
Тебе и мне в затылки.
Весна не наступила,
Не наступило лето,
Ведь было неприятно
Им наступать на это.
Лёвушка
Накупил медведь пеленок,
Записался в детский сад -
У него в семействе львенок
Появился день назад!
Он нашел его под елкой,
Прямо чуть не раздавил –
Весь в репьях и с рыжей челкой –
Взял да и усыновил.
И с приемного сынишки
Он не сводит нежных глаз:
Пусть у всех медведей - Мишки,
Ну, а Лёвушка - у нас!
Потеря
Бродит в чаще грустный мишка –
Потерял он свой домишко.
Лопушки в овражках рвет,
Как в платочки в них ревет:
«Где ты, где, моя берложка?
Отзовись, зажги окошко!
Скрипни петелькой дверной!
Поаукайся со мной!»
Часто я повторяю всем знакомым и незнакомым мамам – открывайте ребёнку двери в детскую библиотеку, берите его с собой, сообща выбирайте книги для чтения. Современные детские библиотеки – это не скучные пространства с длинными рядами книг, а открытые ребёнку и для ребёнка, яркие, удобные, гостеприимные, где можно и почитать, и поиграть, интересно провести время. А моя еще одна находка именно с детской библиотеки – сборник стихотворений «С чего начинается ссора» Андрея Сметанина, да и само это имя в том числе. Сборник про детский сад – очень в точку, очень по-детски правильный, как будто списанный с натуры, повседневные темы при лёгкой и ритмичной рифме – то, что надо, чтобы обсудить с ребёнком – воспитанником детского сада. А уж в период адаптации – обязательно к прочтению и обсуждению:
***
Юля ест неаккуратно,
На ее одежде - пятна.
Юбка - в супе,
Кофта - в каше,
А колготы - в простокваше.
Без труда поймет мамуля
Что сегодня ела Юля.
***
Утром Тёма - злюка-бука,
Рано встать для Тёмы - мука.
Он накрылся с головою
И под одеялом воет.
Не даёт снимать пижаму,
Обзывается на маму.
В детский сад идти пора,
Но не в духе он с утра.
Не узнать родным ребёнка -
Превратился сын. в чертёнка.
Ну когда же он устанет
И опять ребёнком станет?
***
В пятой группе утром Маша
Отказалась кушать кашу.
А когда пришел обед,
Отвернулась от котлет.
В садике пирог на ужин –
Ей он, видишь ли, не нужен.
Маша очень похудела,
Ведь она совсем не ела.
Бабушка теперь за ручку
Осторожно водит внучку.
Машу, если не вести,
Может ветром унести.
***
Как странно?
Как странно?
Ну, правда же,
Странно?
Кусок рафинада
Исчез из стакана!
Он взял
И пропал,
Без следа испарился.
Но он же там был!
Он же мне не приснился.
Я видел, как папа
Кладёт его в чай.
А вы не встречали
Его невзначай?
***
Почему исчезли динозавры?
Потому, что каши мало ели.
Мамы их просили:
-Съешьте завтрак.
А они овсянки не хотели.
Мамы им твердили:
-Вот вам фрукты,
Деткам так полезны витамины.
Но они чихали на продукты.
И худели их хвосты и спины.
Становились динозавры-дети
Меньше,
Меньше,
Меньше
Постепенно.
Скоро
Не осталось их на свете:
Полностью пропали.
Совершенно.
Важно делиться радостью: читайте с детьми и для детей, просто найдите несколько минут, чтобы прочитать несколько из этих стихотворений, неспешно, вполголоса и попробуйте действительно насладиться этим моментом, потому что, на мой взгляд, в каждой строчке – волшебство. А закончить я хочу вместо скучных резюме и выверенных итогов стихотворением еще одной молодой современной поэтессы Маши Рупасовой:
Мама дома?
Мамы нет.
Мама вышла.
В интернет.
Мама ищет
В интернете,
Как дела
На белом свете.
Кофе пьет,
Глазами
Водит -
Что там в мире
Происходит?
Мама, я тебе
Скажу!
В мире
Я происхожу!