МААМ-картинки

«Радостью важно делиться: поэзия для детей, или что читать с ребёнком 2–3 лет.»

София Алексеева
«Радостью важно делиться: поэзия для детей, или что читать с ребёнком 2–3 лет.»
▼ Скачать + Заказать документы

«Радостью важно делиться: поэзия для детей, или что читать с ребёнком 2–3 лет.»

Любите ли вы книги так, как люблю их я? Одно из моих любимых занятий – рассказывать и показывать книги другим. Я как библиотекарь, педагог детского чтения, воспитатель и просто библиофил и мама искренне рекомендую увлечённо читать, потому что чтение – процесс совместный и творческий, который обладает удивительным терапевтическим эффектом уединения, объединения и познания мира. С младенческого возраста дети чувствуют ритм речи, определяют интонацию, потому и мир познают в большей степени на слух. И именно тут немаловажную роль играют родительские интонации, разговор, чтение. Фольклорные потешки, пестушки, прибаутки – первые литературные азы малыша, на смену которым приходит стихотворное творчество.

Публикация «„Радостью важно делиться: поэзия для детей, или что читать с ребёнком 2–3 лет,“» размещена в разделах

Поэтическая речь кардинально отличается от обычной - разговорной речи. Она насыщена яркими образами, зрелищна, красочна, фонетически богата и воспринимается как песня. Ребенок чувствует эти особенности и интуитивно тянется именно к таким произведениям. А четкие, звонкие, легко запоминающиеся рифмы, которые присущи всем детским стихотворениям, позволяют малышу без особых усилий выучить произведение за несколько повторений.

В свою очередь повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга. В то время, когда ребенок занимается с логическими развивающими играми или игрушками у него усиленно работает только левое полушарие мозга, а при повторении и заучивании стихов активно действует весь мозг.

И я хотела бы поговорить о том, какие стихи и каких авторов читать ребёнку. Конечно, никто не отменял классику – стихотворения Агнии Барто, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, Юнны Мориц, Генриха Сапгира, Саши Чёрного, Даниила Хармса, Александра Введенского, Ирины Токмаковой должны присутствовать в литературном чтении ребёнка, потому как четверостишия Барто о близком и понятном детском мире так легко ложатся на слух, простые добрые истины есть в стихотворениях Михалкова, шутки и перевёртыши в поэзии Чуковского и Мориц, бесконечная доброта, глубина и обаяние в стихах Эммы Мошковской и Ирины Токмаковой. За одного только «Лошарика», перечитанного вдоль и поперёк, я благодарна Сапгиру, а Маршаку за «Курочку Рябу и десять утят». Если взять любого из перечисленных авторов, то у каждого есть свой стиль письма, а стихотворных жемчужин в творчестве много – читайте с ребёнком и открывайте для себя только вам понятные и любимые строки.

Отдельно, пожалуй, замолвлю я слово за двух поэтов – Романа Сефа и Ирину Токмакову, потому что они – это что-то родное и доброе из детства, эти строчки не просто хочется читать, не просто слушать, а слышать потом послевкусие, лёгкий отзвук, смаковать и возможно даже прицокивать язычком «Ах как хорошо! Ах как правильно!». Потому что правильно и просто – о главном.

***

Ходит солнышко по кругу,

Спит в лесу лосиха,

Мы идем с тобой по лугу

Тихо, тихо, тихо.

Мы походим по опушке,

Мы найдем тропинку.

Вон сорока на верхушке

Клювом чистит спинку.

Вон на камне придорожном,

Словно вросшем в землю -

Осторожно, осторожно!

Ящерица дремлет.

Слышишь, звякнул колокольчик

На лесной лужайке.

Есть у нас магнитофончик,

Маленький всезнайка.

Он на тоненькую пленку

Пишет разговоры:

Что сказал комар зайчонку,

Лягушачьи споры.

Целый день он с нами ходит,

А настанет вечер,

Разговоры переводит

В звуки нашей речи.

Тихо, тихо. Ни словечка.

Мы нажали кнопку.

Так о чем спросила речка

Узенькую тропку?

И о чем поведал ветер

Листьям дикой груши?

Мы узнаем все на свете.

Посиди. Послушай.

(Токмакова Ирина)

***

На свете все

На все

Похоже:

Змея –

На ремешок

Из кожи;

Луна –

На круглый глаз

Огромный;

Журавль –

На тощий

Кран подъемный;

Кот полосатый –

На пижаму;

Я – на тебя,

А ты –

На маму

(Р. Сеф)

***

Потихоньку

Снег сошел,

Почернел

И стаял.

Всем на свете

Хорошо:

В роще -

Птичьим стаям,

На деревьях -

Лепесткам,

Клейким и пахучим,

В синем небе -

Облакам

Легким и летучим.

Лучше всех

На свете - мне:

По сырой тропинке

Я бегу

Лицом к весне,

Промочив ботинки.

(Р. Сеф)

В своём обзоре, однако, я хочу рассказать про современных детских поэтов, потому что громкие классические имена сейчас знают, читают, любят, но ведь появился целый пласт поэзии современной, которая тоже занимает уже определённую нишу и это наша современность, мимо которой проходить не хочется, потому что она свежа и прекрасна. Сложно прочитать и познакомить ребёнка со всем, но с каждым по чуть-чуть – необходимо, потому что разные стихи открывают для ребёнка разные сферы – это и воображение, и игра слов и смыслов, речь, мировоззрение, психология и, в конце концов, общий кругозор. Поэтому, на мой взгляд, невозможно зацикливать читательское настоящее любого ребёнка только на классике, ведь поэтический мир, современный, обширен и богат на имена, а книгоиздательство набирает обороты, включая авторов российских и зарубежных.

Если говорить об истории и классике, то обязательно в каждую библиотеку, каждому маленькому читателю большого города я бы посоветовала познакомиться с книгой Иосифа Бродского «Баллада о маленьком буксире» с иллюстрациями Игоря Олейникова. Удивительный дух и атмосфера книги, где текст и картинки настолько сплетаются воедино и завораживают и больших, и маленьких читателей. Вот что важно, на примере конкретной книги, уделять внимание иллюстрациям. Детская книга должна воспитывать в ребёнке гармоничное, эстетическое чувство.

Я — буксир.

Все они — это мой экипаж.

Мы плывем.

Перед нами прекрасный пейзаж:

впереди синева,

позади синева,

или кранов подъемных

вдалеке кружева.

На пустых островках

зеленеет трава,

подо мною залив

и немножко Нева.

Облака проплывают

в пароходных дымках,

отражаясь в воде.

Я плыву в облаках

по прекрасным местам,

где я был молодым,

возле чаек и там,

где кончается дым.

Михаил Яснов – поэт современный, я знакома была с ним лично в годы работы в Ленинградской областной детской библиотеке, однако возможно многие так же хорошо с ним знакомы по стихотворениям, записанным на виниловые пластинки. У Яснова одно из излюбленных занятий – игра: в слова, рифмы, образы, потому и детские стихотворения его так просты, понятны и улыбчивы. У стихов Михаила Яснова есть еще редкое свойство – разнообразие настроений: с его строчками и улыбнуться, и погрустить, и удивиться, и задорно воскликнуть, и азартно рассмеяться.

Случай на железной дороге

Во взрослом вагоне

Ехали пони.

А в детском вагончике

Ехали… пончики!

Самое доброе слово

В джунглях тигрёнку не спится.

Говорит ему мама тигрица:

— Спи, мой тёплый котёнок!

А в доме котёнку не спится,

Но кошка не будет сердиться —

Носом в котёнка потычет

И промурлычет:

— Спи, мой храбрый тигрёнок!

Все мамы на свете

Такие, как эти.

И если ночью не спят их дети,

Они укачают их снова,

Полижут,

Погладят

И быстро найдут

Самое доброе слово!

«Шу-шу» и «фыр-фыр»

Мы принесли домой ежа —

Всю ночь по комнате кружа,

Он топал, топал, топал.

Стучал ногами об пол.

Наверно, думал бедный еж:

«Вот этот круг сейчас пройдешь —

И будешь на свободе,

В лесу ли, в огороде…»

Двадцатый круг, тридцатый круг —

Но где он, лес? И где он, луг?

Как путь нелеп и тяжек

Вдоль гладких деревяшек!

Мы распахнули дверь ежу —

И он ушёл в своё «шу-шу».

И в свой «фыр-фыр».

И в свой «топ-топ» —

В огромный мир ежиных троп.

Михаил Яснов ещё и переводчик, поэтому смело и горячо я рекомендую в его переводе книги Кармы Уилсон про Медведика – «Медведик спит», «Рождество Медведика», «Медведик просыпается» и «Новый друг Медведика». Стихи с рисунками Джейн Чапмен настолько настоящие и живые, что хочется встретить и подружиться с этим героем и его друзьями. Но главное, самое главное – читая, соблюдайте интонации: рычите, пищите и топайте в так – вам понравится:

Когда Медведик просыпается

Когда весна в глуши лесной

По тропкам пробирается,

В своей берлоге под сосной

Медведик просыпается.

Медведик слаб, Медведик худ,

Поесть бы что - нибудь. А тут -

Среди весенней травки -

Личинки да козявки!

Медведь жует,жует,жует,

Одной травой набил живот.

Но хочется еще!

Совершенно нельзя обойти и пропустить такого чудесного поэта как Марина Бородицкая. Ее стихи - и лиричные, и нежные, и веселые, и остроумные. «Книга - лучший витамин» считает Марина, а на вопрос «почему Вам нравится быть писателем?» отвечает: «Потому что я чувствую себя счастливчиком, которому в самолете, или там в автобусе, совершенно случайно досталось место у окна. И мне нравится толкать соседа локтем в бок и кричать: «Смотри, смотри!». И её «смотри» в стихотворной форме действительно как отличные «витаминки» для поднятия настроения:

Рыбкин телевизор

Пруд замерз. Каток открыт!

Вальс гремит. Фонарь горит.

Подо льдом вздыхает рыбка

И подругам говорит:

«Поздний час, пора в кровать,

Я детей устала звать,

От фигурного катанья

Их никак не оторвать!»

Медвежья школа

Первого апреля,

В первый день ученья,

Пишут медвежата

В школе сочиненья.

Вывешена тема

На большой сосне:

"КАК Я ПРОСПАЛ КАНИКУЛЫ

И ЧТО ВИДАЛ ВО СНЕ".

Лесное болотце

Лужица!

Скажи на милость,

Как в ней столько

Уместилось?

Головастиков три штучки.

Небо.

Половина тучки.

Ветка ивы.

Птица зяблик.

И корявый

Мой кораблик!

Кроме того Марина Бородицкая переводчик известного и полюбившегося сегодняшним детям «Груффало» Джулии Дональдсон – этого презабавнейшего рассказа в стихах о маленьком смелом мышонке.

Писатель, с которым я также знакома – Михаил Махотин. Писатель удивительно интеллигентный, открытый и добрый и стихотворения его такие же, вкрадчивые, настоящие, весёлые и лирические, с нотой добра и нежности:

Плохая привычка

Крошил я горбушку,

И мама, вздыхая,

Сказала,

Что это

Привычка плохая.

Тогда из фанеры

Я сделал кормушку.

В неё докрошил я

Ржаную горбушку.

И стала хорошей

Плохая привычка.

Приятного вам аппетита,

Синичка!

Пластилиновый пёс

Не сердись на меня,

Пластилиновый пес,

Получился кривым

Пластилиновый нос,

Пластилиновый хвостик

Висит, как шнурок,

И немного помят

Пластилиновый бок.

Я потом, может быть,

Тебя снова слеплю.

А сейчас я тебя

И такого люблю.

А однажды по радио я услышала стихотворение «Летняя версия» - было как раз лето, речка, ребёнок, который бегал по бабушкиной даче и я как-то сразу стала цитировать эти строчки Анны Игнатовой:

Здравствуй, поле, здравствуй, речка!

Здравствуй, дача дедова!

Принимайте человечка

Городского, бледного!

Вот что пишет Анна Игнатова о своём творчестве: «Я познакомилась на сайте с прекрасным детским поэтом Галиной Дядиной, и Галина рассказала обо мне Михаилу Давидовичу Яснову. Встречу с Михаилом Ясновым я считаю отправной точкой своего творческого пути. До этого были просто подходы. Благодаря Михаилу Давидовичу, вышли мои публикации в одесском юмористическом журнале «Фонтан» и детском журнале «Кукумбер». А недавно, в августе, несколько моих стихотворений опубликовал горячо любимый с детства журнал «Мурзилка». Анна Игнатова поэт достаточно молодой, но разве имеет значение её опыт, стаж и количество написанного, если качество – вызывает улыбку и желание выучить наизусть.

Над и Под

Пруд становится катком

в январе.

Можно бегать на коньках

детворе.

Я упал, хотел подняться

и вдруг

Красных рыбок увидал

пару штук!

Если честно, представляю с трудом:

Как там рыбки –

без тепла,

подо льдом!

Но возможно,

на румяных ребят

Рыбки тоже изумленно глядят…

Листик лилии

на дне теребя,

Удивляются они

про себя,

Отрываясь иногда от еды:

«Как там люди –

надо льдом,

без воды!»

Или вот Галина Дядина, которая оказалась связующим звеном между Анной Игнатовой, Михаилом Ясновым и выходом «в свет» - тоже прекрасный детский поэт. С которым я сама познакомилась недавно и случайно. В детской библиотеке нашла замечательную во всех отношениях книгу «Уважаемые мишки». И уже к вечеру мы с ребёнком по кругу зачитывались и перечитывали забавные стихотворения, а я параллельно отправляла их всем знакомым мамам, потому что радостью важно делиться. В стихах Дядиной столько лукавства, озорства, юмора, что читать и перечитывать их одно удовольствие, а делать это я настоятельно рекомендую.

Муравей

В густой-густой-густой траве

Пропал однажды мураве…

Ведь он не слон и не жираф,

А просто маленький мурав…

Обычный гриб — уже гора

В сравненьи с капельным мура…

И даже листик чересчур

Велик для крошечного мур…

И кто в траве отыщет му… —

Дарю корову я тому!

Весна не наступила

Весна не наступила,

Не наступило лето,

А всё из-за обёртки,

А всё из-за билета,

А всё из-за скорлупки,

А всё из-за бутылки,

И дует зимний ветер

Тебе и мне в затылки.

Весна не наступила,

Не наступило лето,

Ведь было неприятно

Им наступать на это.

Лёвушка

Накупил медведь пеленок,

Записался в детский сад -

У него в семействе львенок

Появился день назад!

Он нашел его под елкой,

Прямо чуть не раздавил –

Весь в репьях и с рыжей челкой –

Взял да и усыновил.

И с приемного сынишки

Он не сводит нежных глаз:

Пусть у всех медведей - Мишки,

Ну, а Лёвушка - у нас!

Потеря

Бродит в чаще грустный мишка –

Потерял он свой домишко.

Лопушки в овражках рвет,

Как в платочки в них ревет:

«Где ты, где, моя берложка?

Отзовись, зажги окошко!

Скрипни петелькой дверной!

Поаукайся со мной!»

Часто я повторяю всем знакомым и незнакомым мамам – открывайте ребёнку двери в детскую библиотеку, берите его с собой, сообща выбирайте книги для чтения. Современные детские библиотеки – это не скучные пространства с длинными рядами книг, а открытые ребёнку и для ребёнка, яркие, удобные, гостеприимные, где можно и почитать, и поиграть, интересно провести время. А моя еще одна находка именно с детской библиотеки – сборник стихотворений «С чего начинается ссора» Андрея Сметанина, да и само это имя в том числе. Сборник про детский сад – очень в точку, очень по-детски правильный, как будто списанный с натуры, повседневные темы при лёгкой и ритмичной рифме – то, что надо, чтобы обсудить с ребёнком – воспитанником детского сада. А уж в период адаптации – обязательно к прочтению и обсуждению:

***

Юля ест неаккуратно,

На ее одежде - пятна.

Юбка - в супе,

Кофта - в каше,

А колготы - в простокваше.

Без труда поймет мамуля

Что сегодня ела Юля.

***

Утром Тёма - злюка-бука,

Рано встать для Тёмы - мука.

Он накрылся с головою

И под одеялом воет.

Не даёт снимать пижаму,

Обзывается на маму.

В детский сад идти пора,

Но не в духе он с утра.

Не узнать родным ребёнка -

Превратился сын. в чертёнка.

Ну когда же он устанет

И опять ребёнком станет?

***

В пятой группе утром Маша

Отказалась кушать кашу.

А когда пришел обед,

Отвернулась от котлет.

В садике пирог на ужин –

Ей он, видишь ли, не нужен.

Маша очень похудела,

Ведь она совсем не ела.

Бабушка теперь за ручку

Осторожно водит внучку.

Машу, если не вести,

Может ветром унести.

***

Как странно?

Как странно?

Ну, правда же,

Странно?

Кусок рафинада

Исчез из стакана!

Он взял

И пропал,

Без следа испарился.

Но он же там был!

Он же мне не приснился.

Я видел, как папа

Кладёт его в чай.

А вы не встречали

Его невзначай?

***

Почему исчезли динозавры?

Потому, что каши мало ели.

Мамы их просили:

-Съешьте завтрак.

А они овсянки не хотели.

Мамы им твердили:

-Вот вам фрукты,

Деткам так полезны витамины.

Но они чихали на продукты.

И худели их хвосты и спины.

Становились динозавры-дети

Меньше,

Меньше,

Меньше

Постепенно.

Скоро

Не осталось их на свете:

Полностью пропали.

Совершенно.

Важно делиться радостью: читайте с детьми и для детей, просто найдите несколько минут, чтобы прочитать несколько из этих стихотворений, неспешно, вполголоса и попробуйте действительно насладиться этим моментом, потому что, на мой взгляд, в каждой строчке – волшебство. А закончить я хочу вместо скучных резюме и выверенных итогов стихотворением еще одной молодой современной поэтессы Маши Рупасовой:

Мама дома?

Мамы нет.

Мама вышла.

В интернет.

Мама ищет

В интернете,

Как дела

На белом свете.

Кофе пьет,

Глазами

Водит -

Что там в мире

Происходит?

Мама, я тебе

Скажу!

В мире

Я происхожу!

Публикации по теме:

«Читать не вредно, вредно не читать!» Фотоотчет о конкурсе плакатов-мотиваторов в ДОУ«Читать не вредно, вредно не читать!» Фотоотчет о конкурсе плакатов-мотиваторов в ДОУ Добрый вечер всем, кто заглянул на мою страничку! Закончился 2015 г – Год литературы. Для нас это был год интересных я ярких событий,.

Сказка «Как Бусенька не захотела делиться игрушкой с другом» "Как Бусенька не захотела делиться игрушкой с другом. "Сказка, придуманная мною и моими воспитанниками "Друзья мои! Хотите услышать удивительную.

Танец — это поэзия, поэзия поз и движений «Танцы прекрасные есть на земле, Нравятся танцы и мне и тебе. Парами встанем по кругу опять. Не надоест никогда танцевать! " Н. Джорден.

Как научить детей читать? Кончается дошкольное детство Вашего ребенка. Вы все чаще думаете о том, что пройдет немного времени – и ему пора будет в школу. Конечно,.

Как научить ребенка делиться? Советы родителям: - дети младше трех лет еще не умеют делиться, и конфликты во время игры неизбежны. Взрослые должны быть рядом, чтобы помочь.

Консультация «Как важно научить детей здороваться» Как важно научить детей здороваться. Издавна люди здоровались при встрече, желая тем самым друг другу здоровья. Но в настоящее время, к.

Каждый день делиться радостью…Каждый день делиться радостью… Добрый день!Хочу поделиться с вами радостью. Вот у же наступила Весна, все начинает жить и цвести (это кстати, мое самое любимое время года!Я.

Игра для детей «Паровоз «Учимся читать»Игра для детей «Паровоз «Учимся читать» Добрый вечер! Хочу предложить вашему вниманию новую игру. Я уже рассказывала о нашем «Математическом паровозе»(смотрите в блоге,который.

Развитие речи детей 3–4 лет «Что важно?»Развитие речи детей 3–4 лет «Что важно?» Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Мы с моей напарницей Матюшенко Лидией Анатольевной работаем на младшей группе. Нас волнует вопрос развития.

Сказкотерапия. Сказка про Настёну, которая не хотела делиться игрушками проблема-нежелание делиться игрушками Жила-была девочка Настёна. Утром мама и папа уезжали на работу, а Настёну отводили в детский сад.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Радостью важно делиться: поэзия для детей, или что читать с ребёнком 2–3 лет.»
Опубликовано: 5 мая 2016 в 12:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Радостью важно делиться: поэзия для детей, или что читать с ребёнком 2–3 лет.»» (включая файлы) размещена пользователем София Алексеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД