Лариса Колотовкина
Конспект занятия «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи.
Цель: закрепить знания детей о том, что во все времена хлеб считался и считается основой жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Расширять словарный запас, заучивать пословицы, упражнять в подборе синонимов, однокоренных слов.
Материалы к занятию:
Темочки:
Ёмкость с землёй, посылочная коробка, каравай, мяч для игры, атрибуты для костюма Печкина
Ход занятия
Стулья стоят полукругом в центре ёмкость с землёй.
Дети поочерёдно касаются ладонями земли и затем все вместе ей кланяются.
- Вы потрогали землю руками, какая она? (мягкая, пушистая, тёплая, сухая)
В старину наши предки, прикасаясь раскрытыми ладонями к вспаханной борозде, определяли: пора ли начинать сев? Если от земли исходил холод, то рано, а если веет теплом, то пора. Говорили так: «Всякое семя знает своё время!» А вы знаете, когда нужно сеять пшеницу, рожь, овёс?
Овёс сей, когда берёза распускается.
Пшеницу сей, когда черёмуха зацветает.
Комары появились, сей рожь.
А ещё в старину перед началом сева мужчины мылись в баньке. Надевали чистую рубаху, выходили в поле и кланялись земле-матушке в пояс. Зачем?
(просили землю дать хороший урожай)
А как ещё можно попросить урожайного года? (календарной песенкой)
Нива золотая,
Добрая, медовая
Принеси мне хлеба,
Стебелёк до неба.
Хлеб – это дар матушки-земли. Сегодня мы поговорим об этом даре. Садитесь рядком да поговорим ладком.
Раздаётся стук в дверь, в группу приходит почтальон Печкин
Печкин: здравствуйте, ребята! Это детский сад? Группа подготовительная? Я почтальон Печкин, принес вам посылку. Вот, получите и распишитесь.
- почтальон Печкин, оставайтесь у нас, смотрите сколько гостей.
Читаю адрес на посылке.
- Эта посылка из сказочной страны. А как вы думаете, кто бы мог её прислать? (ответы детей)
А прислала нам её Василиса Премудрая. Что же может быть в этой посылке, как вы думаете? Как это можно определить? (посмотреть, потрясти, понюхать, потрогать)
Достаю из посылки каравай.
- Вот что здесь! Смотрите, какой каравай. С давних пор на Руси гостей встречают хлебом- солью, а у нас сегодня вон сколько гостей. Ай да Василиса премудрая! Спасибо ей.
Нюхаю каравай.
- Ароматный, румяный, так и просится в рот. Давайте гостей угостим и сами попробуем.
Все едят хлеб. Печкин съедает мякиш, а корку оставляет.
- Печкин, а почему ты не стал, есть корку?
- Я уже наелся, и вообще, я спешу в сказочную страну, где есть чудо-дерево и на нём много таких караваев растёт.
- Подожди, Печкин, что же это за дерево такое, на котором хлеб растёт? Ребята, может, вы о таком слышали? (нет)
- Как, вы не знаете? А мне наш Шарик рассказывал, что весь хлеб, и в сказочной стране, и здесь, у вас, растёт на деревьях. Есть деревья булочные, есть бараночные, а есть плюшечные. Сначала булки и плюшки на дереве маленькие бывают, потом растут, растут, и когда совсем поспевают, то их с дерева снимают и по хлебным магазинам развозят.
- Печкин, и ты сам видел такие деревья?
- Нет, я сам не видел…
- Ребята, а может правда, хлеб на ветках растёт? (нет) А от куда же он берётся? Садись, Печкин, послушай, что тебе ребята расскажут.
Надо землю вспахать!
Надо зёрна в землю посеять!
Надо дождиком полить землю!
Поднимается росток,
Зеленеет стебелёк,
Скоро будет колосок.
Станет поле щедрой нивой,
Сильной, рослой, златогривой.
Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выходят комбайнеры,
Полевые корабли.
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пришёл.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машины
И спешит на элеватор.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу - чудесницу.
Муку смололи из зерна
И к пекарю отправилась она.
А тот уж постараться смог:
Такие булки вкусные испёк!
Цени, люби и уважай того,
Кто сеял хлеб, растил и пёк его.
- Ребята, почтальон Печкин, а знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем,
Горячим зноем и росой.
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарёй.
Хлеб пахнет, свежею мукою
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукою
Пекут из теста калачи.
Игра «Сажи иначе»
• Хлеб по запаху (какой) пахучий, душистый, ароматный, приятный, аппетитный.
• Хлеб на вкус (какой) вкусный, сладкий, теплый, холодный, мягкий, черствый, свежий, хрустящий.
• Хлеб на ощупь (какой) мягкий, пышный, твердый, свежий, теплый, горячий.
• Выпекать хлеб – печь, готовить, стряпать.
• Хлебопёк – пекарь, булочник, стряпуха, кондитер.
- Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?
Только снег сошёл в апреле
И поля зазеленели
Мы говорим
Все Хлеб!
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим
Все Хлеб!
Вот зерно течет рекою,
Чтобы сделаться мукою
Мы говорим
Все Хлеб
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне
Мы говорим
Все Хлеб!
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился:
Все Свежий хлеб!
- Ребята, встаньте в круг.
Игра «Родственные слова»
Печкин тоже принимается в игру.
• Назови хлеб ласково – хлебушек
• Крошки хлеба – хлебные крошки
• Вкусный и полезный квас из хлеба - хлебный квас
• Посуда для хлеба – хлебница
• Человек, который выращивает хлеб – хлебороб
• Человек, который печет хлеб – хлебопёк
• Машина для резки хлеба – хлеборезка
• Магазин, где продают хлеб – хлебный магазин
• Завод, где выпекают хлеб – хлебозавод
- А теперь давайте послушаем стихотворение С. Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.
Три паренька по переулку,
Играя, будто бы в футбол,
Туда - сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Они её не покупали –
Нашли за домом, во дворе,
С земли её не поднимали,
И вот она уже в игре…
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят, почти не глядя,
К той булке руку протянул.
- Ты кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом,
И той особой теплотой
Которой, налиты под небом,
Моря пшеницы золотой.
- Так как же надо относиться к хлебу?
• Беречь хлеб, он дорого достаётся.
• Не оставлять недоеденных кусков.
• Никогда не бросать хлеб.
• Поднять брошенный кусок, отдать птицам, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд
• Продлить жизнь хлебу
- А как продлить жизнь чёрствому хлебу?
• Положить в целлофановый пакет на батарею
• Приготовить панировочные сухари
• Посушить гренки для супа
• Поджарить гренки к чаю
• Испечь пирог с яблоками
- Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе?
• Хлеб – всему голова
• Без хлеба нет обеда
• Щи да каша – пища наша
• Много снега – много хлеба
• Худ обед, коли, хлеба нет
• Хлеб в закромах – счастье в домах
• Не красна изба углами, красна пирогами
• Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах
• Будет хлеб – будет песня
• Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко
• Ржаной хлебушко – калачу дедушка
• Хлеб на стол - так и стол престол, хлеба ни куска – так и стол доска.
- Во всех пословицах встречалось слово хлеб, а в пословице «Щи да каша – пища наша» этого слова нет, почему мы её отнесли к пословицам о хлебе?
Кашу варят из крупы, а крупу делают из злаков.
Манка – из пшеницы. Перловка – из ячменя. Геркулесовая – из овса. Пшенная – из проса.
Слава хлебу на земле!
Слава хлебу на столе!
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нём земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём.
- Вот видишь, Печкин, не надо доверятся фантазиям и шуткам Шарика. Ты сельский житель и, конечно, должен знать, сколько труда вкладывается в каравай.
Печкин берет оставленную им ранее корку и уверяет ребят, что в каких бы сказках он не был, будет рассказывать о том, что узнал на занятии у ребят.
- Дети, что вкуснее всего на земле? Хлебушко!
Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей землёй.
Труд – его имя.
Мир – его отчество.
И для народа он самый родной.
Занятие окончено.