Ксения Сальникова
Конспект занятия в старшей группе «Работать и зарабатывать»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о значении слов «работать» и «зарабатывать».
Задачи:
Образовательные:
Объяснить детям, что такое, значит трудиться, зарабатывать.
Закрепить полученные знания с помощью примеров из художественной литературы и ситуационных задач.
Познакомить детей с рассказом «Как относиться к своей работе» и обсудить, как влияет настроение человека на выполнение им работы.
Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Работать и зарабатывать“» размещена в разделах
Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.
Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию нравственных качеств.
Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Оборудование: презентация, игрушки зверей.
Вводная часть
Перед детьми висят картинки с изображением профессий. Дети рассматривают картины, коротко рассказывают о том, что на них изображено.
Воспитатель:
- Что общего на всех этих картинах? Я с вами согласна, что на этих картинах люди трудятся или работают. Сегодня во всех залах этого выставочного зала представлены экспонаты на одну тему: о том, что значит трудиться и зарабатывать.
А как по-вашему, дети, что значит работать?
1. Работать означает находиться в действии, осуществлять какую-нибудь деятельность, производя что-то. За хорошо выполненную работу человек получает деньги, похвалу и прочее. Другими словами, он зарабатывает вознаграждение за выполненную работу.
Основная часть
Чтобы нам лучше это понять давайте решим необычные задачи:
2. Решение ситуационной задачи
Родители решили подарить на день рождение Ане подарок (Какой это подарок мы узнаем, собрав картинку). Подарком оказался долгожданный котенок. Папа предупредил девочку, что придется каждый день трудиться, ухаживая за котенком. Сначала Аня вместе с родителями изучила, как следует кормить, поить, играть с котенком, менять ему лоток. Через некоторое время Аня всему этому научилась и решила, что теперь будет самостоятельно ухаживать за котенком.
Вопросы: Можно ли сказать, что Аня любит не только котенка, но и трудиться?
- Как вы думаете, кто должен ухаживать за котенком? А почему не родители?
- Согласны ли вы с тем, что для того, чтобы иметь питомца, надо быть трудолюбивым человеком?
3. Показ сказки с помощью кукольного театра.
Воспитатель. А сейчас я покажу вам сказку «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Действующие лица
Мудрый Ёжик,
Белочка – Умелочка,
Зайка – Знайка,
Медвежонок – Потапыч,
На сцене появляются Белочка – Умелочка и Зайка- Знайка, стоят и друг другу хвалятся.
Белочка – Умелочка. Привет, Зайка! Я сегодня сама умылась и хвостик причесала.
Зайка – Знайка. Я сам штанишки надел и зубки почистил.
Появляется Мудрый Ёжик, он спешит куда-то.
Мудрый Ёжик (увидев Белочку и Зайку). Посторонитесь, я спешу на работу.
Зайка и Белочка (хором). Мы уже поработали – оделись и умылись!
Мудрый Ёжик (глядя в зал и спрашивая детей). Есть ли среди вас, ребята, кто-нибудь, кто сегодня ещё не трудился?
Все слушают ответы зрителей, при необходимости Ёжик комментирует их.
Зайка – Знайка. Нет-нет, Ёжик, таких здесь нет.
Белочка – Умелочка. Дети все причесанные и одетые, они все потрудились.
Мудрый Ёжик. Молодцы, ведь без усилия и старания никакого дела не сделаешь.
Появляется Медвежонок Потапыч (он подтягивается зевает).
Медвежонок Потапыч. Как я устал! Я перетрудился!
Мудрый Ёжик. Что же ты делал?
Медвежонок Потапыч. Маме помогал!
Зайка – Знайка. Вот молодец!
Медвежонок Потапыч. Маме некогда мёд есть, я сам съел; спать ей тоже некогда, я за неё поспал! Так устал!
Белочка – Умелочка (обращаясь к детям). Вы тоже так трудитесь и мамам помогаете
Все слушают ответы зрителей, при необходимости Ёжик комментирует их.
Мудрый Ёжик. Ох, задержался я с вами, мне надо спешить к речке. Там лесные жители мостик строят. С моста очень удобно рыбку ловить! Я тоже поработать хочу.
Медвежонок Потапыч. Ой, ой! Как мне рыбки захотелось покушать!
Мудрый Ёжик. Так пойдём со мной, поработаешь и рыбку заработаешь. Мало просто хотеть, надо действовать, трудиться, тогда желания сбудутся!
Зайка и Белочка (хором).Мы тоже пойдём с вами работать и мостик строить. Поработаем, мостик построим и рыбку поймаем.
Все уходят. Остаётся Мудрый Ёжик.
Мудрый Ёжик (Обращаясь к залу). Ребята, что вы поняли из сегодняшней сказки?
(чтобы что-то получить, нужно поработать)
Воспитатель: - За хорошо выполненную работу человек получает деньги, похвалу и т. д., т. е, зарабатывает вознаграждение за выполненную работу.
4. Педагог предлагает детям послушать стихотворение Ю. Тувима “Все для всех” :
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова!
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба,
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Вопросы к детям:
- Как бы ты назвал стихотворение?
- Как ты считаешь, почему автор назвал свое стихотворение “Все для всех”?
5. Физкультминутка «Трудолюбивые ребята»
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.
За дровами мы идем
И пилу с собой несём (ходьба).
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить, (делают движения, повторяющие движения пильщиков)
Много надо напилить.
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки, («колют дрова»)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём, (наклоны)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (садятся за столы)
Но бывает и так, что слово заработать мы говорим и тогда, когда человек заслужил наказание за провинность (Привести пример из жизни).
А теперь подумайте, что можно заработать или получить за свои поступки или поведение?
Дети отвечают (деньги, подарки, грамоту, хорошее настроение, похвалу, наказание, ушиб, порез, воспитатель подсказывает, если дети затрудняются.
Игра «Мои домашние обязанности» - показывает карточки.
После воспитатель называют жизненные ситуации, дети должны ответить, что они могут заработать.
- Подмели или помыли пол (похвала)
- Испортили обои на стене, нарисовав красками (наказание)
- Упали с дерева и разбили коленку (ушиб)
- Мама и пап ходят на работу (заработная плата)
- Рисунок занял на конкурсе первое место (грамота)
- Починили сами игрушку (радость, гордость)
- Помыли с папой машину (хорошее настроение, радость)
Воспитатель: Когда мы еще часто употребляем слово «заработал»?
Например, папа заработал много денег. Мы включили холодильник, и он заработал.
Видите, какое интересное это слово «заработать», сколько оно имеет значение.
Заключительная часть
- Что мы узнали?
- Что означает слово работать?
- Как вы думаете, можно ли жить и вообще ничего не делать?
- Что можно получить за хорошо выполненную работу? (Зарплату, премию, удовольствие, радость, благодарность)