Хахаева Наталия
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»
Подготовила Хахаева Н. П.
воспитатель МДОУ
«Детский сад №33»
г. Саратов
1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями
Публикация «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
2. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Заключение
Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
1. Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями
Дошкольный возраст является уникальным периодом во всестороннем развитии и становлении личности ребенка. Большое значение имеет правильно организованное экологическое воспитание, позволяющее заложить основы позитивного отношения к окружающей природе и миру. В дошкольном возрасте ребенок начинает постепенно выделять себя из окружающей среды, осознает свое «Я», у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающим его людям, формируется фундамент нравственно-экологической позиции, который в дальнейшем проявляется в процессе взаимодействия ребенка с природой и осознании неразлучности с ней. Именно поэтому очень важно как можно раньше начинать формировать у детей первичные знания правил и норм поведения в природе, взаимодействия с ней, воспитывать сопереживание к экологическим проблемам и их решению.
Целью экологического воспитания детей в ДОУ является формирование начал экологической культуры и развитие экологического мышления и сознания, ответственного отношения к окружающей природе.
Достижение данной цели предусматривает соблюдение правовых и нравственных принципов экологического воспитания, в основе которых лежат:
1. Пропаганда сохранения природы
2. Активная деятельность по изучению охраны окружающей природы
3. Формирование уважительного отношения к природе Родного края
Под природой, в рамках экологического воспитания, понимается не только внешняя среда, но и внутренний мир человека, так как он является частью этой природы.
Достижение цели экологического воспитания подразумевает решение ряда задач:
1. Образовательные задачи – направлены на формирование представлений и знаний о существующих экологических проблемах и возможных путей их решения (предотвращения).
2. Воспитательные задачи – направлены на формирование мотивов, привычек и потребностей в экологической деятельности и экологического поведения, а также ЗОЖ.
3. Развивающие задачи – направлены на развитие практических и интеллектуальных умений по изучению и оценке состояния окружающей среды, а также развития стремления к активной природоохранной деятельности.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, осуществляемое в детском саду через весь педагогический процесс, подразумевающий работу с детьми на занятиях и в повседневной жизни.
В реализации задач экологического воспитания, большое значение имеет правильная организация и экологизация развивающей предметной среды (РПС, которая должна способствовать развитию ребёнка в целом, как личности. Главной задачей является создание условий для формирования у ребёнка основ экологического сознания, элементов экологической культуры.
Экологизация РПС в детских садах должна способствовать реализации всех компонентов экологического воспитания, формируя представления:
о многообразии, росте, развитии, приспособленности к среде, взаимосвязях растений и животных; взаимосвязи живой и неживой природы; об охране природы, использовании её ресурсов (познавательный компонент);
о самоценности жизни, природы и человека; об универсальной ценности природы для человека; о созидательной, культурной ценности деятельности человека; об основных нравственных ценностях человека (ценностный компонент);
о законах, декларирующих права и обязанности взрослых и детей; о нормах и правилах поведения в обществе и природе; способах личного участия по отношению к окружающим и природе (нормативный компонент);
о необходимости проявления личной инициативы и участия в созидательной деятельности; о многообразии созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природном окружении (деятельный компонент).
Можно выделить два направления организации РПС: 1) создание новых элементов среды; 2) экологизация существующих.
В работе по созданию и экологизации РПС необходимо учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС, что позволит оптимизировать работу в системе воспитания экологической культуры и художественно-эстетического развития. Непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, была бы не только развивающей, но и развивающейся
Наиболее традиционными элементами РПС в детском саду являются групповые уголки природы и озеленение прилегающего участка. Участок — место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за окружающими объектами. Здесь дети проводят значительную часть времени, особенно в тёплое время года. Но и зимой участок остаётся основным элементом развивающей игровой среды, где дети получают представление о сезонных представлениях в природе, своеобразие и красота которых производят неизгладимое впечатление
2. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Эффективным способом реализации экологического образования дошкольников, выступает взаимодействие воспитателя и семьи.
В работе с родителями дошкольников, используют традиционные и нетрадиционные формы, цель которых – обогатить родителей (а также, как показывает опыт, бабушек и дедушек) педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. В рамках такого сотрудничества можно использовать следующие формы организации экологического образования.
Формы работы :
Консультации. В ходе консультаций родители получают ответы на интересующие их вопросы по экологическому образованию дошкольников, рекомендации по организации условий экологического воспитания и обучения их ребенка дома, в среде обитания.
Родительские собрания являются важнейшим средством повышения эффективности образовательного процесса, могут проводиться в форме деловой игры, встречи за «круглым столом», интеллектуальной экологической игры, обмена опытом по экологическому воспитанию и образованию дошкольников и др.
Праздники и развлечения. Успех их проведения зависит от подготовки, чёткого определения характера работы и разъяснения подготовительных заданий детям и родителям. Подготовка может быть длительной или кратковременной. Чтобы заинтересовать этой работой, необходимо внести в неё элементы игры, конкурса, соревнования и т. д.
Просмотры открытых занятий проводятся с целью ознакомления родителей с методами, формами и технологиями работы педагогов с детьми по экологическому образованию.
В числе нетрадиционных, но весьма эффективных форм сотрудничества детского сада и семьи по экологическому образованию дошкольников можно отметить следующие.
Университет экологических знаний организуется с целью вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для экологического образования детей в семье, обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи, обобщить и распространить опыт экологического образования в семье, привлечь родителей к природоохранной деятельности в детском саду.
«Круглый стол» — форма организации педагогов и родителей, основанная на неформальном общении. Цель «круглого стола» — в непринуждённой обстановке обсудить актуальные проблемы экологического образования своих детей. На заседание приглашаются родители, выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой проблемы экологической направленности со специалистами (воспитатель-эколог, педагоги дошкольной организации).
Выставки творческих работ детей и родителей (рисунки, фотографии, поделки и т. п.) организуются в целях организации личностно-ориентированного общения родителей и детей на основе общего дела экологического содержания, что позволяет создать атмосферу совместного творчества детского сада и семьи. Экспонатами выставки являются продукты совместного творчества детей и родителей.
Трудовые десанты, природоохранные акции организуются с целью привлечения внимания родителей к экологическим проблемам города, поселения (озеленение, изготовление искусственных гнездовий, кормушек и пр.).
Мастер-классы — это практические тренинговые занятия по экологическому образованию для родителей с детьми (могут проводиться как специалистами, так и родителями, имеющими интересный и тиражируемый опыт семейного экологического воспитания).
Семейные практикумы — форма организации детей и родителей, предполагающая совместное выполнение какой-либо практической работы экологического содержания (например, экономия ресурсов в быту).
Интеллектуальные игры экологической направленности позволяют извлечь из привычных фактов смысл в жизни природы, расширяют кругозор родителей, позволяют погрузить детей в активное общение, где они могут взаимодействовать со взрослыми, проявляя свою непосредственную сущность.
Совместная деятельность в пространстве мини-музеев краеведческой, экологической направленности включает в себя участие родителей в создании экспозиций экологического содержания.
Совместная продуктивная (проектная, трудовая) деятельность помогает связать обучение ребенка с жизнью, формирует у него навыки исследовательской деятельности, развивает его познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе, способствует воспитанию детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, развитию осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобразовании мира, что в целом даёт возможность формировать эмоционально положительное отношение между родителями и детьми; способствовать повышению уровня и темпов интеллектуально-нравственного развития воспитанников в духе единстве и взаимосвязи, непринужденное общение способствует развитию диалогической речи. Организация такой деятельности требует от родителей специальных эколого-педагогических компетенций. В связи с этим необходимо рассмотреть методы формирования педагогической компетентности родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
При знакомстве с родителями целесообразно проведения опроса в форме анкетирования (подразумевает заполнение родителями предварительно составленного опросного листа, содержащего список вопросов или заданий экологической тематики) либо тестирования (родителям предлагается ответить на вопросы с выбором варианта ответов, что позволяет охватить большое количество показателей). На основном этапе целесообразны беседа (метод получения информации от родителей об успехах и затруднениях в экологическом образовании детей дошкольного возраста в условиях семьи, а также решение проблемных ситуаций (для поиска ответа на вопрос о приращении представлений ребёнка относительно предмета, способов или условий действия в природе, о продуктивном развитии самого ребёнка как субъекта экологической деятельности). Развитию творческих способностей детей и их родителей, способом мотивации познавательной деятельности, служит метод проектов — если он строится на соучастии в деятельности, ориентирован на субъект — субъектное отношение «ребенок — взрослый».
Заключение
Цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.