Раиса Бондаренко
Работа с родителями по созданию детского коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы учителя начальных классов ГКОУ школы №15 г. Славянска-на-Кубани, Краснодарского края Бондаренко Раисы Николаевны
«Работа с родителями по созданию детского коллектива»
Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье. (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Работа с родителями по созданию детского коллектива» размещена в разделах
На мой взгляд, учителя ждёт успех в воспитании и обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем. И основа этого успеха - «союз трёх сердец» : учитель – ученик – родитель.
Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но как этого добиться?
Развитие личности ребенка, происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни класса. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.
Каждый раз, набирая новый класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих учеников. Будут ли они моими помощниками, единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы дети раскрыли свои способности, полюбили труд, чтобы умели наслаждаться красотой окружающего мира, умели любить и были любимыми.
На первом родительском собрании я провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы анкеты я узнаю об особенностях своих учеников, об их склонностях и интересах, о взаимоотношениях членов семьи. Итоги анкетирования, я активно использую при составлении плана воспитательной работы. Очень важно, чтобы не только дети, но и их родители принимали участие во всех школьных делах.
Поначалу я опираюсь на родителей-энтузиастов, которые с удовольствием принимают участие в организации мероприятий. Остальных родителей я приглашаю поучаствовать в них вместе со своими детьми.
Я считаю, что очень важно сплотить родительский коллектив. Тогда, проще будет сплачивать детский, но в то же время сохранить за каждой семьей право воспитывать свое дитя так, как она считает нужным, занять в отношении “своих“ родителей партнерскую, сотрудничающую и в то же самое время педагогическую позицию – т. е. сохранить за собой право если не учить, то советовать.
Классные родительские собрания я планирую один раз в четверть, при необходимости провожу и чаще. Думаю, успех родительского собрания зависит не только от его содержания, но и от подготовительной работы к нему. Приглашаю на собрание заранее, сообщая тему, но всегда оставляя небольшую интригу (и другие важные вопросы).
Чтобы общение проходило в форме диалога, использую разные формы работы : круглые столы, обучающие тренинги, обмен мнениями. Из пассивных слушателей родители учащихся должны стать активными участниками дискуссий. К каждому родительскому собранию готовлю выставку работ учащихся, отражающую классную и внеклассную работу. Это и творческие работы детей, поделки, рисунки, лучшие тетради. Всегда говорю что-то хорошее о каждом ребенке, не зачитываю оценки слабых учеников, не отчитываю родителей за промахи детей.
В ходе подготовки родительского собрания часто обращаюсь за помощью к родителям, особенно многодетным, с просьбой поделиться своими методами решения проблемы. Например, многодетная семья Ракчеевых поделилась с родителями стилем общения в семье, созданием семейных традиций. Семья Минаковых – семейными увлечениями. Серьёзные разногласия возникли у родителей по вопросу наказания детей. Мнения разделились: сторонники «кнута и пряника» и сторонники упражнения в правильном поведении. Очень интересные аргументы приводились обеими сторонами. Хотелось бы надеяться, что многих родителей этот разговор заставил задуматься о правильном и адекватном наказании ребёнка. Мне очень нравится, что родители принимают в разговоре активное участие, приводят примеры из своей жизни, делятся друг с другом своим мнением, опытом.
На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и помогает в работе с классом.
Конечно, работу с родителями нельзя сводить только к родительским собраниям. Мне очень хотелось, чтобы эти люди, объединённые общей целью, постепенно образовали коллектив единомышленников. Для этого я использовала такую форму взаимодействия, как проведение семейных гостиных. Доброй традицией стали совместные чаепития. Родители спонсируют эти праздники (покупают сувениры, сладости, напитки для сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов и оформлении класса, делают фотографии. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями. Это настоящий праздник для всех. В этот день, отстранившись от суеты, дети и их родители погружаются в атмосферу добра и любви. Проводится праздничный концерт «Мы вместе», объединяющий родителей и ребят. Причем концертные номера готовят совместно дети и родители. Какой гордостью горят глаза ребёнка, когда он выступает вместе с мамой! Для участия в конкурсах ребятам не приходится тянуть родителей за руку. Дети смогли убедиться, какие талантливые их родители : могут и петь, и сказки рассказывать, и спортом заниматься.
После окончания праздника родители признавались, что сама подготовка к празднику явилась мощным фактором сплочения классного коллектива. А один ребё нок сказал: «У меня есть семья – мама, папа, сестра и я. А ещё есть семья – школа». Сейчас мои дети в 4 классе. И все эти четыре года родители приходят на родительские собрания практически все, причём некоторые стали ходить вдвоё м: и мама, и папа.
Большую часть своего времени дети проводят в школе, общаясь с одноклассниками. Поэтому родителей интересует мнение учителей о тех, с кем дружат их дети. А это лучше всего познается в совместных делах. Если родителям удается чаще бывать со своими детьми, на мероприятиях организованных в школе, классе, это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.
Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться с учителем, сама делаю все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений.
Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна. Родители моего класса знают, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Стараюсь говорить о ребенке больше положительного, обращая внимание на то, в чем нужно ему помочь, чтобы процесс обучения и воспитания протекал успешно.
Индивидуальное общение, если оно продуманно построено учителем, как правило, результативно. Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, иногда касаясь тем внутрисемейных. Содержание индивидуальной беседы должно оставаться достоянием только беседующих. Родители должны быть уверены, что всё доверительно рассказанное учителю останется между ними, что - любая откровенность в адрес учащегося, любая оценка его поведения и наклонностей, высказанная учителю, не будет при случае использована ему во вред, разглашена.
Я стараюсь очень внимательно относиться к просьбам, с которыми родители часто обращаются. И не выполняю просьбы только в том случае, если их выполнение может принести вред ребенку. Если же просьба продиктована состоянием здоровья ребенка или другими серьезными обстоятельствами, обязательно учитываю её в работе.
Бывают просьбы, не относящиеся к здоровью ученика, – пересадить на другую парту, чаше спрашивать на уроках, быть строже, требовательнее или, наоборот, мягче в обращении с детьми, проследить, чтобы ребенка не обижал кто-то из товарищей, и т. д. К этим просьбам, если они не продиктованы чрезмерной заботливостью мамы, тоже стараюсь прислушаться.
Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Работа с родителями включает в себя и посещение семей на дому. О посещении сообщаю заранее. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Совместно с воспитателем в ГПД мы не только приходим, чтобы обследовать условия проживания учащихся, проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях не находят поддержки и ласки со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями. Поэтому стараемся чаще бывать в семьях таких, ребят, не оставляя их без поддержки и помощи.
Одним из важных аспектов в работе классного руководителя является просвещение родителей. Здесь я использую такие формы работы, как педагогические консультации, лектории, индивидуальные беседы. Часто возникает необходимость пообщаться индивидуально, прояснить тот или иной вопрос. Но я, конечно, понимаю, что времени часто просто не хватает. В этом случае выручает общение по телефону. Родители нашего класса знают, что в любое время могут пообщаться с классным руководителем и воспитателем по любому интересующему их вопросу. Мы всегда готовы их выслушать и дать ценный совет.
Проведя анкетирование, я сделала следующие выводы: многие родители объективно оценивают своих детей, видят их успехи и проблемы, заинтересованы в дальнейшем успешном обучении.
Большая часть родителей считает, что пока ребёнок в школе, они спокойны за него. Отношение родителей к школе позитивное.
В заключение своего выступления, хочется сказать, что и родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной. Чем активнее будет это сотрудничество в урочной и внеурочной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.